Проблема пиратства в Юго-Восточной Азии

На сегодняшний день одной из глобальных угроз международной безопасности выступает транснациональная преступность, которая включает в себя несколько аспектов: торговля людьми, незаконный оборот наркотиков, киберпреступность и морское пиратство. В Юго-Восточной Азии (далее — ЮВА) распространение получили все аспекты транснациональной преступности, но особого внимания заслуживает проблема пиратства.

Несмотря на то, что общее количество нападений морских разбойников в мире снижается, доля пиратских атак, имевших место в ЮВА, по данным Международного Морского Бюро (ММБ) за 2019 год, остается значительной и составляет около 30%. В качестве основных объектов атаки пираты выбирают нефтяные танкеры, сухогрузы и баржи. Доходы пиратов от перепродажи нефти и других товаров оказываются достаточными для закупки необходимого вооружения и личного обогащения. Помимо этого, пираты также активно занимаются захватом заложников с последующим требованием выкупа.

Возможно, проблема современных морских разбойников в ЮВА не имела бы столь высокого значения для региона, если бы в последнее время не появилась тенденция к большей организованности пиратских нападений. Все чаще происходят захваты крупных танкеров для их дальнейшего использования в целях транспортировки нелегальных мигрантов или совершения террористических актов. О последнем свидетельствует всё более тесная связь морских разбойников с Аль-Каидой, филиппинской террористической организацией Абу-Сайяф, индонезийской сепаратистской группировкой «Движение за свободный Ачех». Ответственность за некоторые пиратские нападения взяли на себя боевики ИГИЛ (запрещенная в России террористическая организация). В результате, пиратство в ЮВА стало, с одной стороны, источником финансирования транснационального терроризма, а с другой — его проявлением.

Причины распространения морского пиратства в ЮВА

Одной из причин распространения морского пиратства в ЮВА является наличие пересечений крупных морских торговых путей. Через Малаккский и Сингапурский проливы ежедневно проходит большое количество коммерческих судов, каждое из которых является потенциальной жертвой пиратства. Кроме того, наличие большого количества небольших островов и удобных бухт создает благоприятные условия для организации нападений на торговые суда.

Другой причиной развития морского пиратства в ЮВА является низкий уровень жизни населения стран региона. Жители прибрежных районов Индонезии, Малайзии, Филиппин с давних времен сочетали занятие рыболовством и морской разбой. Высокая безработица в прибрежных деревнях и частые природные катаклизмы вынуждают местное население к поиску быстрого и эффективного источника дохода, каким, в итоге, оказывается морское пиратство. В ситуации, когда людям нечего терять, страх уголовного преследования становится крайне слабым сдерживающим фактором для распространения любой незаконной деятельности.

Наконец, третьей причиной развития пиратства в ЮВА является наличие большого количества террористических и сепаратистских группировок, которые рассматривают морской грабеж как прибыльный бизнес и надежный источник финансирования. Именно эти группировки придают пиратству в ЮВА организованный характер и, соответственно, переводят данную проблему из разряда «локальных» в категорию вопросов регионального и глобального масштаба.

Борьба с морским пиратством в ЮВА

Противодействие распространению морского разбоя в ЮВА в основном осуществляется через налаживание межгосударственного взаимодействия между странами региона. Результатами данного взаимодействия является организация совместного патрулирования наиболее уязвимых участков морских коммуникаций, а также создание структуры MSP (Malacca Strait Patrols), благодаря которой была упрощена координация действий между Малайзией, Индонезией, Сингапуром и Таиландом во время проведения операций по борьбе с морским пиратством. Кроме того, страны ЮВА регулярно проводят военные учения, направленные на повышение безопасности судоходства в регионе, в которых участвуют, в том числе, Австралия и Новая Зеландия.

Проблему морского пиратства не могла обойти вниманием и крупнейшая региональная организация АСЕАН. Помимо проведения экспертных встреч и налаживания обмена информацией, организация стала площадкой для ведения диалога по проблеме пиратства между региональными и внерегиональными игроками, такими как Индия, Китай, Новая Зеландия, Республика Корея, Россия, США и Япония. В результате, участники диалога неоднократно проводили совместные учения по проведению антитеррористических и антипиратских операций. Последние подобные учения прошли в сентябре 2019 года. В них приняли участие страны АСЕАН и США.

Важно отметить, что несмотря на развитие многостороннего сотрудничества по борьбе с морским пиратством в ЮВА, страны региона настороженно относятся к присоединению внерегиональных игроков к решению проблемы. Это во многом связано с тем фактом, что большинство стран региона относительно недавно обрели суверенитет и чувствительно относятся к любым его ограничениям.

Итоги

Таким образом, морское пиратство в Юго-Восточной Азии является серьезной угрозой не только региональной, но и глобальной безопасности, поскольку она затрагивает стратегически важный для мировой торговли регион. Наличие тесной связи между террористическими группировками и морскими разбойниками подчеркивает значимость данной проблемы. Усилия международного сообщества по борьбе с пиратством в ЮВА принесли определенные успехи — на текущий момент наметилась тенденция к сокращению числа пиратских нападений. Однако об окончательном решении проблемы морского пиратства в ЮВА ещё рано, поскольку основные причины развития этого вида транснациональной преступности так и не были устранены.

Закладка Постоянная ссылка.

4 комментария: Проблема пиратства в Юго-Восточной Азии

  1. Фото аватараИван Цветков пишет:

    Хорошо бы в этот текст парочку конкретных кейсов, с красочными подробностями…

    • Pavel пишет:

      В феврале 2017 года пираты группировки Абу-Сайяф атаковали у южного побережья Филиппин вьетнамское судно Giang Hai. В результате нападения был убит один член экипажа, 7 моряков попали в плен и были освобождены за выкуп. Сумма выкупа не сообщается.
      В сентябре того же года в акватории Южно-Китайского моря пираты напали на тайский танкер MGT-1. Откачав 900 тонн топлива, преступники скрылись. В результате операции по поиску и поимке преступников были арестованы 10 из 13 предполагаемых бандитов. Украденную нефть найти не удалось. Очевидно, что она была перепродана на черном рынке.
      В июле 2019 года южнокорейское судно CK Bluebell было атаковано пиратами в Сингапурском проливе. Было похищено 10 тысяч долларов наличными, отобраны личные вещи моряков. Никто серьёзно не пострадал.

  2. Шагина Мария пишет:

    Какие суда чаще подвергаются нападениям коммерческие или государственные? Каким образом происходит подтверждение у коммерческих судов факта нападения пиратов? Возмещаются ли владельцам коммерческих судов их потери после грабежа в рамках каких-либо государственных программ или программ международных организаций?

    • Pavel пишет:

      Как правило, пираты атакуют суда, принадлежащие частным судоходным компаниям. Подтверждение факта нападения происходит через показания членов экипажа (в случае грабежа), либо же подтверждается по умолчанию в случае получения требования о выкупе за заложников. Помимо этого, существует целый ряд международных организаций, которые занимаются мониторингом морского пиратства и оповещением о случаях нападения. Что касается возмещения потерь, то мне неизвестны какие-либо фонды, занимающиеся выплатой компенсаций за нападения пиратов. Как правило, часть таких потери компенсируются в рамках страхования судна. Кроме того, в случае поимки пиратов, их заставляют материально компенсировать нанесенный ущерб, но это удается далеко не всегда по объективным причинам.