В ноябре 2023 года, с завершением дождливого сезона, боевые столкновения на фронтах гражданской войны в Мьянме предсказуемо интенсифицировались. На этот раз удача не сопутствовала правительственным войскам. Стратегически важные территории на северо-востоке Мьянмы, в районе границы с Китаем, перешли под контроль оппозиционных сил.
В феврале 2021 года в Мьянме произошел военный переворот, который сверг де-факто лидера страны Аун Сан Су Чжи и ее партию Национальная лига за демократию. Переворот вызвал массовые протесты и сопротивление населения, которое не хотело возвращаться к военному правлению, которое существовало в стране более полувека и превратило Мьянму в одно из самых бедных и отсталых государств на планете. Захватившие же власть военные пытались подавить оппозицию насилием, арестами и открытым террором.
Однако, вместо того, чтобы усмирить народ, действия новых властей только усилили национальное сопротивление. Теневое Правительство национального единства (ПНЕ) объявило «оборонительную войну» против путчистов и призвало к созданию ополчения, в надежде обескровить хунту и подорвать ее экономическую базу. Боевые отряды ПНЕ все больше согласовывали свои действия с десятками этнических вооруженных групп, многие из которых уже десятилетиями воюют с центральным правительством Мьянмы.
Лоскутная карта Мьянмы
В результате действий ПНЕ путчисты потеряли огромные территории и контроль над ключевыми экономическими коридорами. Временный президент военного правительства Мьин Шве в ноябре 2023 года был вынужден признать, что страна скоро «распадется на разные части», и призвал народ Мьянмы поддержать армию и правительство. Но, скорее всего, большинство из 55 миллионов жителей Мьянмы не откликнутся на этот призыв, а, наоборот, будут радоваться утрате территорий путчистами.
Это важно, потому что легитимность военных зависит от их способности удерживать единство страны. Ныне действующая конституция 2008 года содержит множество положений о противодействии сепаратизму, что названо там важнейшей обязанностью национальных вооруженных сил. Этот же мотив был ключевым оправданием военного переворота 1962 года, который открыл путь к пятидесятилетнему военному правлению.
В период сразу после приобретения независимости (1948-1962 годы) гражданское правительство Мьянмы тоже испытывало трудности с поддержанием территориальной целостности, иногда контролируя лишь крупные городские центры. Ситуация сейчас похожа, за исключением того, что сегодня уже генералы не могут поддерживать контроль за пределами городских центров и военных казарм. Это сильно бьет по морали хунты и вдохновляет ее противников на дальнейшее сопротивление.
Роль Китая
В результате недавних успехов оппозиционных сил, власти Мьянмы потеряли контроль над главным сухопутным маршрутом из Мандалая в Китай, ключевым экономическим коридором. Это произошло после того, как Альянс Братства, коалиция трех этнических вооруженных групп, захватил город Чиншвехау на границе с Китаем. Члены Альянса Братства сами стремятся к расширению своих территорий, но зависят от северного соседа в поставках оружия, поэтому вряд ли операция в приграничной зоне Китая могла бы произойти без согласия пекинских властей.
Негласное одобрение этой операции является сильным заявлением со стороны китайского правительства, разочарованного бездействием хунты по вопросу разгула преступности в штате Шан, где тысячи похищенных китайцев и других иностранцев были вынуждены в последнее время трудиться в унизительных и рабских условиях.
Стратегическая двусмысленность Китая неудивительна. В Пекине не испытывали большого восторга после переворота 2021 года. Посол Китая в Мьянме Чэнь Хай сказал журналистам в то время, что переворот — «абсолютно не то, что хочет видеть Китай».
Хотя КНР считается ключевым международным союзником хунты, китайское руководство имело очень тесные отношения со свергнутой Аун Сан Су Чжи и поддерживает связи со многими из ее политических союзников, а также с разнообразными этническими вооруженными группировками.
Сейчас, когда военные терпят стратегические поражения, теряют территории по всей стране и сталкиваются с экономическим упадком, все выглядит так, что политическая фортуна отворачивается от мьянманской хунты. Китайское руководство быстрее других просчитало ситуацию, фактически признав, что правительство Мьянмы балансирует на грани полного поражения.
Другие международные игроки были менее проницательными. Россия в последние годы вытеснила Китай в качестве крупнейшего поставщика оружия правительству Мьянмы, передав ему с момента переворота вооружений на сумму 406 миллионов долларов США. Также, Россия активно продавала в Мьянму авиационное топливо, получая взамен доступ к портовым объектам в Бенгальском заливе и обеспечивая себе региональное присутствие.
Лидер переворота Мин Аун Хлайн недавно приветствовал военно-морской флот России в ходе маневров, описывая Владимира Путина в лестных тонах как «лидера мира, который создает стабильность на международной арене».
Если прогнозы алармистов оправдаются, и хунта действительно будет вынуждена признать поражение, Кремль вряд ли будет этому рад. Ведь после возможной смены власти в Мьянме, сотрудничество с военным правительством точно не будет поставлено России в заслугу.
Планы на будущее
Оппозиционные лидеры рисуют сегодня идеализированный образ «свободной Мьянмы», объединенной под руководством вернувшейся к власти Аун Сан Су Чжи. Однако для многих этнических вооруженных групп, чувствующих, что именно они, а не ополчение ПНЕ, нанесли самые сильные удары по хунте и теперь контролируют значительные территории, это вряд ли будет желаемым исходом.
Альянс Братства и другие группировки явно будут требовать гарантий по ключевым вопросам федерализма и прав меньшинств, которые не были удовлетворительно решены, когда Аун Сан Су Чжи была у власти.
Хунта, похоже, действительно находится на пути к поражению, но оно вряд ли будет мгновенным. Известно, что военные правительства обычно реагируют на неудачи эскалацией насилия на тех участках, где это еще возможно. Завершающая фаза военного правления может, к сожалению, оказаться и самой жестокой.
Население Мьянмы и соседние государства совершенно не заинтересованы, чтобы после смены власти страна снова погрузилась в смуту и раздробленность, как это было сразу после обретения независимости.
АСЕАН и западные державы, которые жестко высказывались о нарушениях прав человека в Мьянме, должны теперь предпринять шаги, чтобы обеспечить мирное будущее с включением в политический процесс всех групп, участвовавших в движении сопротивления.
Переходный период после устранения военных потребует серьезных усилий от международных акторов, которым надо будет обеспечить стабильность страны, подобно камбоджийскому процессу UN Transitional Authority в 1990-х годах.
Вместо того, чтобы снова быть застигнутыми врасплох событиями в Мьянме, АСЕАН и ООН должны начать подготовку к восстановлению гражданского правления, которое теперь кажется все более вероятным.
По материалам: Myanmar’s military junta in death spiral decline