Мир сегодня стоит на пороге больших перемен, и Китай, огромная страна с богатой историей, играет ключевую роль в этом процессе. Проект «Пояс и Путь», который был официально объявлен в 2013 году, является одним из самых амбициозных экономических и геополитических начинаний современности. Проект направлен на создание глобальной сети торговых путей, объединяющих Китай с остальным миром.
К началу 2020 года в реализации «Пояса и Пути» уже принимали участие более 140 стран. В этот же период было замечено, что ведется около 2900 проектов различной степени значимости, включая столь необычные, как строительство казино в Камбодже. Некоторые из них оказались весьма спорными, создавая впечатление, что они включены в список только ради увеличения количества.
Китай обещает вложить значительные средства в развитие инфраструктуры Азии, но вопрос о том, как эти средства используются и могут ли они быть классифицированы как настоящие инвестиции, остается открытым. С 2013 года Китай активно предоставляет займы другим странам, в то время как реальные инвестиции в проект «Пояс и Путь» составили 75 миллиардов долларов, что является значительной, но не основной частью зарубежных прямых инвестиций страны.
Большая часть инвестиций направляется в высокотехнологичные компании США и Европы, что показывает стремление Китая укрепить свои позиции в области инноваций и технологий. Это стремление также отражается в том, как Китай за последние годы активно покупал доли в крупных портах по всему миру, включая порт Пирей в Греции, который стал одним из самых крупных портов Европы.
Но не всё так гладко в реализации глобальных планов. Греция, например, в апреле 2019 года внезапно заблокировала дальнейшее расширение китайской доли в порту Пирей, что стало сигналом о возможной перемене отношения к китайским инвестициям. Это было подкреплено дополнительными запретами, введенными в октябре того же года.
Китай также активно вкладывается в строительство инфраструктуры в Африке. Например, еще в 1971 году Китай помог в строительстве железной дороги Tazara, соединяющей Танзанию и Замбию. Это был первый крупный опыт страны в реализации международных инфраструктурных проектов и положил начало долгосрочному экономическому сотрудничеству между Китаем и африканскими государствами.
Помимо физической инфраструктуры, Китай активно продвигает так называемый Цифровой шелковый путь, подразумевающий расширение китайского влияния в сфере цифровых технологий, включая развитие 5G, оптоволоконных сетей и ИИ. Это включает в себя развитие спутникового телевидения в Африке, где китайская компания StarTimes к 2020 году стала лидером рынка телевещания во многих странах континента, предоставляя доступ к китайским каналам по очень низкой цене, что усиливает культурное и информационное воздействие Китая на регион.
Однако, вместе с растущими инвестициями, увеличивается и число проблем. Китай взял под контроль доли почти в двух третях 50 ведущих мировых портов, что вызывает опасения у многих стран. Например, порт Гвадар в Пакистане, который является ключевым элементом экономического коридора Китай-Пакистан, сдан в аренду на срок до 2057 года, и китайская сторона получает большую часть прибыли от его эксплуатации.
Особую тревогу вызывает военное присутствие Китая в регионе. В 2019 году появились сообщения о строительстве Китаем секретной военной базы на побережье Камбоджи. Кроме того, Китай уже открыл свою первую заморскую военную базу в Джибути в 2017 году, что может свидетельствовать о стремлении укрепить свое стратегическое положение в Индийском океане и за его пределами.
Взаимодействие с Китаем не всегда проходит гладко для партнерских стран. Например, премьер-министр Пакистана Имран Хан обнаружил множество злоупотреблений в проектах, согласованных предыдущим правительством, а две китайские компании даже были обвинены в искусственном завышении стоимости электростанций на сумму в 200 миллионов долларов. Такие проблемы вызывают рост антикитайских настроений среди населения, что проявилось в нападениях на китайских рабочих в Пакистане, где для их защиты пришлось разместить значительные полицейские силы.
Проекты «Пояса и Пути» также порождают конфликты: было выявлено, что около 32% их привели к спорам с местными правительствами. Некоторые страны, такие как Малайзия и Танзания, даже пытались отказаться от участия в проектах из-за обременительных условий, включая жесткие требования Китая по долгосрочным арендам и ограничительным мерам, контролирующим использование инфраструктуры. Премьер-министр Малайзии Махатхир Мохамад даже столкнулся с ситуацией, когда отменить соглашение о строительстве железной дороги оказалось невозможно без выплаты огромной компенсации. Это подчеркивает не только масштабы китайских инвестиций, но и сложности, с которыми могут сталкиваться страны-партнёры.
Интересно, что идея «Пояса и Пути» не была столь нова, как могло показаться на первый взгляд. Ещё в 2011 году профессор Ван Цзыси в статье для Foreign Affairs призывал Китай смотреть на запад и строить отношения с соседними странами, избегая конфронтации с Соединенными Штатами в Юго-Восточной Азии. А наметки проекта были озвучены ещё и предшественником Си Цзиньпина, Ху Цзиньтао, на саммите АТЭС в 2012 году.
Китай также принял решение о сокращении выдачи денег в долг к концу 2020 года, осознав, что количество проблем с заемщиками превышает предполагаемую доходность от таких займов. Это следует рассматривать в контексте того, что с 2000 по 2017 год долг развивающихся стран перед Китаем увеличился в десять раз, достигнув 5 триллионов долларов. Китай выдал займов больше, чем все мировые кредитные организации вместе взятые. В результате экономики многих стран оказались в зависимости от китайских кредитов, а некоторые, как Шри-Ланка, даже вынуждены были сдать важную инфраструктуру в аренду Китаю из-за неспособности выплатить долг.
В глобальной паутине китайского влияния, важную роль играют и стратегии, направленные на распространение «мягкой силы». К примеру, Танзания, пройдя через китайский тренинг по сетевой безопасности, начала применять методы интернет-цензуры, значительно ограничив свободу слова в сети, что вызвало немало критики со стороны мирового сообщества.
Беспрецедентный экономический рост, испытанный Китаем в последние десятилетия, привел к необходимости обеспечения доступа к природным ресурсам и рынкам сбыта для китайских товаров, что в значительной мере дало толчок к реализации проекта «Пояса и Пути». Стратегия «идти вовне», активно поддерживаемая Пекином с 1999 года, использовалась в качестве пролога к дальнейшей экспансии Китая на международном уровне.
Тем не менее, суровая реальность показывает, что не все страны готовы безоговорочно принять условия китайских инвестиций. Например, президент Танзании Джон Магуфули отменил соглашение, подписанное его предшественником, о строительстве электрической железной дороги и порта Багамойо из-за кабальных условий, включая аренду на 99 лет и запрет на строительство других портов.
На основе всего вышесказанного можно сделать несколько выводов. Во-первых, проект «Пояс и Путь» является важнейшим инструментом внешней политики Китая и стратегии глобального влияния, который однако приводит к ряду геополитических напряжений и конфликтов интересов. Во-вторых, китайские инвестиции и кредиты оказались двойным оружием, способствуя развитию инфраструктуры во многих странах, но также создавая зависимость и долговые ловушки для экономик получателей. И наконец, рост антикитайских настроений и озабоченность по поводу экспансивной внешней политики Китая ставит под вопрос долгосрочную устойчивость и эффективность «Пояса и Пути» как средства укрепления международного положения Китая.