Индонезия — страна с богатой и волнующей историей, мозаикой культур и большим накалом страстей в политике. Архипелаг, равный по ширине материковым США и состоящий из 17 тысяч островов, является домом для четвертого по величине населения мира. Представьте себе: более половины из 242 миллионов жителей сосредоточено на одном острове — Ява. Добавьте к этому мозаику 85% мусульманского населения с сотнями разновидностей вероисповедания, 11 основных этнических групп и сотни мелких, и вы получите изображение Индонезии — страны, для которой единство не просто слово, а национальное достижение.
Сукарно
350 лет под гнетом голландской колонизации и последующая японская оккупация оставили свой отпечаток на политической карте Индонезии.
Сукарно стал президентом в 1945 году после провозглашения независимости Индонезии от Нидерландов и оставался на этом посту до 1967 года. Он был выдающимся националистическим лидером, который стоял у истоков формирования основ государственности Индонезии. Его правление характеризовалось политикой «Насаком», которая представляла собой симбиоз националистических, религиозных и коммунистических элементов.
Сукарно
Сукарно был сторонником политики неприсоединения и активно продвигал этот принцип во время Холодной войны, стремясь выступать посредником между западными и восточными блоками и способствуя созданию движения неприсоединения.
Внутренняя политика Индонезии в период его правления была наполнена экономическими и политическими вызовами, включая инфляцию, коррупцию и растущее влияние коммунистической партии, что в конце концов привело к политическому кризису и попытке государственного переворота в 1965 году. Эти события послужили поводом для восхождения к власти генерала Сухарто, который последовательно ограничивал власть Сукарно, в итоге сверг его и установил свой режим «Нового порядка» в 1966-1967 годах.
Эра Сухарто
Преемник Сукарно — Сухарто, был родом из маленькой деревни, но сумел достичь вершин индонезийской политики. Его карьера началась в армии, куда он поступил в 1940 году, и где он прошёл путь от рядового военнослужащего до высших рангов военной иерархии. Эта карьера была омрачена событиями 1965 года, когда, по официальной версии, коммунистический путч был попыткой захвата власти, что привело к политическому хаосу и кровопролитию.
Сухарто
Сухарто использовал эту ситуацию, чтобы укрепить своё положение, представляя себя как стабилизирующий фактор в бурлящем политическом котле Индонезии. После сложения полномочий первого президента Индонезии Сукарно в 1967 году, Сухарто стал действующим президентом, а в 1968 году был официально утвержден в этой должности.
Сухарто правил Индонезией железной рукой. Его режим, характеризуемый как «Новый порядок», был основан на строгом контроле над политической активностью и жестком подавлении оппозиции. Под его руководством Индонезия достигла значительного экономического роста, который, однако, был омрачен коррупцией и неравенством. Экономические успехи сопровождались усилением государственного контроля над СМИ и подавлением любых проявлений диссидентства.
Сухарто также стремился укрепить позиции Индонезии на международной арене, активно развивая внешнюю торговлю и инвестиции. Однако во внутренней политике он оставался деспотом, чьи методы часто вызывали критику со стороны правозащитных организаций. Жестокое подавление восстания в Восточном Тиморе в 1975 году после его аннексии Индонезией стало одним из самых темных пятен в истории его правления.
К концу 1990-х годов ситуация в Индонезии начала меняться. Экономический кризис 1997 года сильно ударил по финансовому благосостоянию страны, вызвав массовое недовольство населения. В то же время сдерживание политической свободы и рост коррупции подрывали авторитет Сухарто и его администрации.
В мае 1998 года в Индонезии вспыхнули студенческие протесты, поддержанные широкими слоями населения. Люди вышли на улицы, требуя отставки президента. Это было беспрецедентным вызовом для режима Сухарто, который до этого момента казался непоколебимым. Под давлением внутреннего восстания и международного сообщества, 21 мая 1998 года, Сухарто объявил о своей отставке, передав власть вице-президенту.
Начало эры демократии
После падения Сухарто в мае 1998 года, его заменил вице-президент Бахаруддин Юсуф Хабиби, который посвятил свое короткое правление (1998-1999) попыткам стабилизировать экономику и положить начало политическим реформам. Его администрация была омрачена экономическим кризисом 1997-1998 годов и нестабильностью в результате азиатского финансового кризиса, что привело к широкомасштабным протестам и требованиям демократических изменений.
Юсуф Хабиби
В октябре 1999 года Абдуррахман Вахид, известный также как Гус Дур, был избран президентом Индонезии, став четвертым президентом страны. В период его правления (1999-2001) происходила дальнейшая демократизация и децентрализация власти в попытке укрепить индонезийскую демократию и удовлетворить региональные амбиции. Однако его время на посту президента было омрачено скандалами, обвинениями в коррупции и слабым управлением.
Абдурахман Вахид
В июле 2001 года из-за политических скандалов и обвинений в некомпетентности Абдуррахман Вахид был отстранен от власти парламентом. Мегавати Сукарнопутри, дочь Сукарно и тогдашний вице-президент, взяла на себя руководство страной 23 июля 2001 года, став пятым президентом Индонезии.
Мегавати Сукарнопутри
В середине 1990-х в политическую арену ворвалась Мегавати Сукарнопутри, дочь Сукарно, известная как «Мега». Пережившая атаку на офис своей Демократической партии и выросшая в президентском дворце, Мега не была просто фигурой на политическом поприще. Она воспета как тихая, но искусная в подковерных играх женщина. Под началом ее президентства страна столкнулась с вызовами международного терроризма, особенно после ужасающих терактов 2002 и 2003 годов. Отказавшись присоединиться к международной коалиции после инвазии в Ирак, Мегавати стояла за решительный, но независимый подход к борьбе с терроризмом.
Юдойоно
Затем, на волне роста гражданских свобод и успешного прохождения через экономические бури, президент Индонезии Юдойоно находился у власти два срока, которые характеризовались стабильным экономическим и политическим ростом. Количество коррупционных скандалов уменьшилось, а гражданские свободы расцвели. Инвесторы по всему миру увидели в Индонезии новую возможность, что привело к ее включению в G20 и разговорам о присоединении к России и Индии в группе БРИКС.
Юдойоно
Джоко Видодо
Джоко Видодо, также известный как Джокови, является седьмым президентом Индонезии, вступив в должность в 2014 году и переизбравшись на второй срок в 2019 году.
Ранние годы и политический взлет
Джоко Видодо родился 21 июня 1961 года в Суракарте, Центральная Ява. Он начал свою политическую карьеру как мэр родного города в 2005 году и был избран губернатором Джакарты в 2012 году. Его успехи как мэра и губернатора, особенно в улучшении инфраструктуры и борьбе с коррупцией, быстро сделали его популярным на национальном уровне и привели к его номинации на пост президента.
Джокови
Первый срок президентства: 2014–2019
Джокови выиграл президентские выборы 9 июля 2014 года, одержав победу над Прабово Субианто с результатом около 53% голосов. Его первый срок был сфокусирован на улучшении инфраструктуры, усиления мер по борьбе с коррупцией и повышения экономического роста. Он также работал над укреплением морского суверенитета Индонезии и стимулированием внутреннего туризма. 20 октября 2014 года он официально вступил в должность.
Внутренняя политика его первого срока также включала реформирование бюрократии и инвестиционной политики, что сделало Индонезию более привлекательной для иностранных инвесторов. В то же время Джокови сталкивался с критикой за решение ужесточить политику в отношении наркотиков, что привело к ряду спорных казней иностранных граждан.
Второй срок президентства: 2019–н.в.
На президентских выборах 17 апреля 2019 года Джокови вновь вышел победителем, вновь победив Прабово Субианто. На второй срок его агенда была сосредоточена на продолжении инфраструктурных проектов, усиления инвестиций в человеческий капитал и продвижении Индонезии в качестве глобального экономического игрока.
Джокови столкнулся с рядом вызовов, включая протесты против ряда законодательных изменений, которые многие считали шагом назад в демократическом развитии страны. Кроме того, пандемия COVID-19 вызвала серьёзные проблемы для Индонезии, как и для всего мира, и Джокови активно участвовал в борьбе с её последствиями, включая проведение массовых кампаний вакцинации и стимулирование экономики.
На международной арене, Джокови продолжает поддерживать активный диалог с другими странами в АСЕАН, а также со стратегическими партнёрами, включая Китай, США и Россию, стремясь увеличить экономическое и политическое влияние Индонезии.
Джокови продолжает свой второй срок с намерением укрепить экономическое развитие Индонезии и улучшить жизнь её граждан, несмотря на то, что он сталкивается с растущими политическими и социальными вызовами, которые требуют внимательного и чуткого руководства.
Индонезия сегодня — это потрясающий пример успеха демократии в стране, которая исторически опиралась на «отсутствие демократических традиций». Воплощение принципа «единства в разнообразии» и яркий пример того, как сложная и многообразная нация может не только выжить, но и процветать на мировой арене.