Тихоокеанский регион в последние десятилетия сумел привлечь к себе внимание и интерес всего мира. Кто бы мог предположить в середине прошло века, что на этих территориях будет производиться большая часть мирового ВВП, а сам регион будет претендовать на лидирующую роль в мировой экономике, пытаясь консолидировать эти успехи в политическую сферу.
Сложность в составлении строгой иерархии в регионе обуславливается наличием нескольких центров силы, которые стремятся к лидерству или стремятся не допустить в лидеры другого актора МО. Непростые исторические взаимоотношения между странами региона, память старых обид способствуют трудностям в ведении переговоров и решении проблем. В настоящий момент, значимость установления контроля над Тихоокеанским регионом заключается в его достаточно мощных различных производственных ресурсах, высокоразвитой транспортной системе, а также особым геостратегическом положении.
Более двух столетий США активно проводили свою политику в Азиатско-Тихоокеанском регионе. После холодной войны США стали единственной сверхдержавой, сохранившей гегемонистские позиции в АТР. Впоследствии внешняя политика США была направлена на сохранение и укрепление лидерской позиции в регионе.
Соперничество США и КНР, на мой взгляд, является одним из важнейших факторов развития международных отношений в регионе сегодня. Способность доминирования Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе (да, и не только в АТР, но и в мире) представляет серьезную опасность для интересов США, в следствии чего, внешняя политика страны направлена на сдерживание доминирования Китая в АТР. Реализация сдерживания производится методами, в первую очередь, военного присутствия и экономического сотрудничества. Конкуренция сильнейших экономик мира нашла своё отражение и в торговой войне.
Данное соперничество проявляется также в участии держав в практически каждом из споров и вопросов, которых, мягко говоря, не мало в регионе. Вспомним их, это:
- и противостояние КНДР и РК на Корейском полуострове, а также ядерная угроза (что является проблемой безопасности не только регионального, но и глобального уровня и, пожалуй, этот вопрос главный для характеристики значимости КНДР в регионе );
- и вопрос о независимости Тайваня (который может обернуться не менее серьёзной драмой для мира);
- и территориальные споры в Южно-Китайском и в Восточно-Китайском морях;
- стоит упомянуть, что в АТР существуют так же проблемы экологического характера; пиратства и терроризма – т.е. вопросы безопасности. (Поиску решения этих проблем способствуют также региональные организации)
С другой стороны, безусловно, не стоит забывать и выбрасывать со счётов другие активно развивающиеся страны региона. Это, в первую очередь, Япония (в большей степени) и Южная Корея, но всё же их уровень скорее региональный (несмотря на масштабные экономические успехи). Вместе с тем, особенностью их политики является тесная связь с США, которая в большей или меньшей степени (в зависимости от вопроса), накладывает свои отпечатки на их действия.
Кроме того, если мы используем концепт ИТР, то значимым центром силы будет являться Индия. Отдельно необходимо выделить Австралию и Новую Зеландию, которые имеют значительное влияние в Океании. Кстати, интересно, что Новая Зеландия занимает первое место в рейтинге стран по лёгкости организации бизнеса и его развития в рамках законодательства страны («Ease of Doing Business index» 2019). (С полным списком стран и методологией расчёта индекса можно познакомиться в отчёте https://www.doingbusiness.org/content/dam/doingBusiness/media/Annual-Reports/English/DB2019-report_web-version.pdf). В том числе, в топ 15 входят «Четыре восточноазиатских тигра», экономическое чудо которых удивило многих. Однако, экономическая мощь не всегда переходит в качественный уровень политической мощи и яркий пример тому – Сингапур, а Гонконг и вовсе не обладает суверенитетом.
Остальные страны можно ранжировать по-разному в зависимости от критериев (ведь регион насчитывает большое количество стран-существует несколько подходов). На региональном уровне и в рамках поддерживания двусторонних отношений они могут принимать временами относительно активные действия, хотя, на мой взгляд, сильно уступают вышеперечисленным странам, но при этом имеют определённый потенциал. (Например, Индонезия, Малайзия, Таиланд, Вьетнам, Филиппины) Эти страны в целом пытаются проводить аккуратную политику , чтобы угодить всем более «серьёзным» игрокам, не отдавая явного предпочтения никому.
Можно отдельно обособить группу стран — «аутсайдеров» региона, которые находятся в бедном экономическом положении и выживают за счёт донорской помощи, не могут повлиять на процесс принятия решений на региональном уровне, более того их голос может купить состоятельное государство. Здесь речь идёт, в первую очередь, о ряде стран Океании. В таком случае, например, Лаос можно разместить в промежутке между «аутсайдерами» и группой гораздо более успешных и активных стран. Так как страна имеет неудачное географическое расположение и огромный вклад иностранного капитала.
Что касается России, на данном этапе развития внешней политики страны сложно говорить о высокой степени включённости в регион.
Подводя итог, хочется отметить, что сегодня Тихоокеанский регион является эпицентром соперничества государств из-за его стратегического значения, высокого потенциала мощного экономического развития, сельскохозяйственной производительности, новейших технологий, кроме того, больших финансовых, природных и человеческих ресурсов. В том числе, регион представляет интерес как исторический и туристический центр. На данный момент, существует не мало проблем и противоречий, в частности, из-за соперничества между КНР и США, многочисленных столкновений интересов стран. Станет ли 21 век – «Тихоокеанским веком» покажет время, однако, заявка неплохая и следить за развитием событий безумно интересно.