Регион Восточная Азия является одним из самых динамичных регионов мира. Некоторые исследователи делают выводы о том, что мировая торговля и политические процессы перетекают и концентрируются в данном регионе. Подобная перетяжка во многом обусловлена возрастающей ролью КНР, а также высокой степенью интегрированности в мировой товарооборот государств региона. Именно здесь также располагается главный дестабилизирующий фактор системы безопасности — КНДР.

Регион Восточная Азия традиционно включает в себя следующие государства:
- КНР (+ Гонконг и Макао)
- Республика Корея (РК)
- КНДР
- Япония
- Китайская республика (Тайвань)
- Монголия
Регион может включать и другие государства АТР (Вьетнам, Россия, отдельно выделяются Гонконг и Макао как особые зоны), однако все эти включения производятся с оговорками и основаны на особой классификации исследователя (будь то географический, культурный или иной фактор).
Автор будет рассматривать регион в классическом его понимании для выявления факторов, влияющих на современную динамику региона Восточной Азии.

Первым фактором следует обозначить геополитический фактор. Близость региона к США, России, отдаленность от европейского региона, а также непосредственная близость к региону Юго-Восточной Азии (Бруней, Камбоджа, Восточный Тимор, Индонезия, Лаос, Малайзия, Мьянма, Филиппины, Сингапур, Таиланд, Вьетнам) формируют внешнеполитическую повестку стран региона, а также их ориентиры во внешнеэкономической деятельности.
США оказывают непосредственное влияние на политику своих союзников РК и Японии в регионе, которые традиционно выстраивают свою внешнюю политику с оглядкой на Вашингтон. Немаловажным является исторически укоренившееся противостояние деятельности России, которая находится в тесных отношениях и так или иначе поддерживает Монголию, КНР и КНДР.

Прошлое разделение на сферы влияния обусловило существование КНДР, которая является одним из главных вызовов безопасности в регионе и мире, поскольку хочет обеспечить выживаемость установленного в период после Второй мировой войны чучхейского режима за счет ракетно-ядерной программы, и, откровенно говоря, добилась немалых успехов на этом поприще.
Между государствами региона существует целый ряд территориальных претензий, особенно это касается Японии, которая никак не может урегулировать вопрос о принадлежности островов Токто-Такэсима с РК и Дяоюйдао-Сэнкаку с КНР и Тайванем. Отдельно следует выделить наличие территориальных претензий Японии на четыре острова Курильской гряды, которые по итогам Второй мировой войны стали частью СССР, и в дальнейшем РФ.

Возможно именно к этому фактору будет уместно приписать проблему Тайваня, который в преимуществе своем на данный момент признается частью континентального Китая, хотя фактически обладает своей государственностью и вынужден терпеть политическую отчужденность, устанавливая формальные отношения с государствами, только экономического характера.
Следующим фактором можно выделить экономический фактор.
Согласно классификации Международного валютного фонда Япония, РК, Тайвань, а также Гонконг и Макао являются развитыми экономиками. Китай и Монголию относят к развивающимся, а данных о КНДР нет, но можно условно и с закрытыми глазами отнести КНДР к группе развивающихся экономик.
Отдельно следует проговорить, что и с КНР все не так просто, поскольку она не раз составляла достойную конкуренцию развитым США, чем породила опасения с их стороны и стороны их союзников в регионе. КНР можно сказать почти подмяла под себя экономические процессы в регионе и соседнем регионе Юго-Восточной Азии, в свое время «подсадив» РК и Японию на дешевые китайские товары и предоставив доступ на свой огромный рынок с колоссальным количеством потенциальных потребителей (население КНР — 1,4 млрд на 2018 г.); Китай также является крупным потребителем товаров, произведенных в Монголии и КНДР (76% и 91% в 2017 г. году соответственно).

Относительно Юго-Восточной Азии нельзя не упомянуть о брендированной инициативе «Пояс и путь», когда на китайские инвестиции подсаживаются развивающиеся государства Юго-Восточной и Центральной Азии тем самым обеспечивая экономический рост КНР за счет обслуживания кредитов и сокращения уровня безработицы в Китае.

На данном этапе можно смело заявить, что КНР пользуется статусом «развивающегося государства», чтобы не нести обязательства, которыми наделяются развитые экономики, перед развивающимся миром, играть на своем не до конца реализованном потенциале, тем самым оставляя за собой право на экономические привилегии и повод для оправданий в противостоянии с США, как если бы те пытались задирать маленького братца, пусть тот уже и выше двух метров ростом и в ширь еле проходит в дверь.

Следующим фактором можно выделить природно-ресурсный потенциал региона. Каждая из этих стран обладает определенным запасом природных ресурсов, однако недостаточных для обеспечения собственной экономики и производства. Таким образом, возникает высокая зависимость от импорта нефти, газа, угля и цветных металлов. По данным DailyFX именно в этом регионе находятся главные импортеры нефти и меди в мире.

Подобная зависимость обусловлена историческим бэкграундом, когда по сути большая часть государств Восточной Азии приобрела свои границы и даже государственность сравнительно недавно — после Второй мировой войны. Разорённым войной государствам пришлом выбиваться на мировой рынок и повышать свою экономическую эффективность не только для повышения своего благосостояния, но и для обеспечения своей суверенности и выживаемости в условиях «холодной войны». Ставка была сделана на повышение эффективности промышленного производства, тем самым сконцентрировавшись на развитии автомобильного и высокотехнологичного производства.
Отдельно следует выделить культурно-исторический фактор, поскольку прошлое и культурная дифференциация (как и сопряжение) оказывают огромное влияние на связь государств внутри региона, а также между близлежащими регионами. Разногласия, основанные на исторически-обусловленных претензиях друг к другу, не раз оказывали влияние на политические и экономические отношения государств региона, а также на выстраивание двусторонних отношений друг с другом. Далеко ходить не надо, и стоит только вспомнить недавний конфликт между Японией и Южной Кореей связанный с ужесточение норм экспорта в Южную Корею технологических наноматериалов и компонентов, используемых при производстве полупроводников и экранов современных устройств. По данным Корейской ассоциации международной торговли зависимость от импорта полупроводниковых материалов из Японии превышает 90% от общего числа импорта. Япония обосновала данное ужесточение опасностью передачи материалов КНДР через черный рынок РК, однако Правительство РК, как и южнокорейские граждане, восприняли это на личный счет, который связан с разногласиями в отношении вопроса компенсаций южнокорейским гражданам за преступления японцев в годы оккупации Кореи (1910-1945 гг.)

Таким образом, можно выделить геополитический, экономический, природно-ресурсный и культурно-исторический факторы в качестве основных факторов, оказывающих влияние на динамику региона Северо-Восточной Азии. Деление данных факторов и приведенные к ним пояснения условны, поскольку один фактор перетекает в другой, либо является его производным. Тем не менее, данное деление представляет возможным получить базовое представление о процессах и событиях, оказывающих влияние на динамику региона на современном этапе.