Современная система международных отношений в АТР

Китай — это спящий лев. Не надо будить его, иначе вздрогнет весь мир

Наполеон Бонапарт

На мой взгляд, данное высказывание французского императора можно отнести не только к Китаю, но и ко всей Восточной Азии.

С тех пор многое изменилось в системе международных отношений, в том числе и в самом АТР.

Современная иерархия акторов международной системы в Восточной Азии мне представляется следующим образом.

На вершине находятся те государства, которые достаточно развиты экономически, чтобы не зависеть от других акторов, при этом имеют и реализуют политические амбиции как внутри региона, так и на мировой арене.

К таким странам я отношу Китай, Японию, возможно в меньшей степени Южную Корею. Особняком в этом списке, да и в регионе в целом, стоит Австралия, которую можно отнести к АТР в силу её экономической и политической роли в регионе, но все же с поправкой, что это представитель западного мира, которого в Азии практически не признают «своим». Индию можно относить, а можно не относить к Восточной Азии (АТР или ИТР, вот в чем вопрос), но она явно является важным игроком и «полюсом» для акторов региона.

К условной середине я отношу государства АТР, которые хотя и не достигли такого уровня экономического развития, как Китай и Япония, и их внешнеполитические интересы не выходят за рамки региона, тем не менее они обладают определенным политическим весом и политической волей. На мой взгляд, это Вьетнам, Индонезия, Малайзия, Филиппины. Таиланд и Мьянму я оставлю в этом блоке под вопросом.

Затем идут те страны, которые во многом зависят от экономической помощи других акторов, и из-за экономической зависимости могут также быть зависимы политически. Лаос, как мы уже обсуждали, успешно лавирует между соседями, поддерживая хорошие отношения со всеми, но при этом играет только скромную роль буфера. Камбоджа, особенно в свете последних неурядиц в отношениях с Европой и США, скорее всего еще сильнее будет полагаться на помощь азиатских соседей (Китая). Восточный Тимор, где влияние Австралии постепенно ослабевает, а позиции Китая все крепнут.

Северную Корею и Сингапур хочется выделить отдельно. Северная Корея едва ли может претендовать хоть на какой-то экономический вес, но «северокорейский фактор» играет значительную роль в международных отношениях не только региона, но и мира. Экономически развитый Сингапур, напротив, значительного политического влияния на расстановку сил в регионе не оказывает.

Иными словами, иерархия или расстановка сил в АТР мне видится в формате трех групп. Тех, кто хочет и готов оказывать влияние. Тех, кто стремится сдерживать чужое влияние. Тех, кто принимает влияние. Не будем забывать про внешнюю силу – США, но их я отнесу к первой группе «влияющих».

(Оговорюсь, что, относя Вьетнам, Индонезию, Малайзию, Филиппины, Таиланд (?) и Мьянму (?) ко второй группе, я не имею в виду, что они занимают четкую позицию противостояния кому-либо. В моем видении эти страны имеют больше возможностей для проведения собственной политики, чем страны из третьей группы, но меньше возможностей для удовлетворения политических амбиций, чем страны из первой группы).

Именно в формате групп, и ни в одной группе нельзя назвать «главного». Казалось бы, сейчас Китай так активно наращивает свое влияние, все только и говорят о «китайской угрозе», но как раз благодаря второй группе стран, не претендующих на роль регионального лидера, но и не готовых просто отдать эту роль кому-то другому, Китай сталкивается с непринятием себя в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Если не с Китаем, то с кем? Вариантов не так много. В основном – Япония, США, может быть Индия. Причем Япония и сама давно «в команде» США, но в отношении АТР их методы и политика, на мой взгляд, все же разнятся. Для стран ЮВА и Океании актуальным вариантом еще представляется Австралия, с одной стороны, «наместник шерифа» в АТР, но с другой стороны, у Австралии есть и свои интересы в регионе.

Такая динамика и иерархия в АТР в большей степени сформирована экономическими отношениями акторов, чем политическими.

Уже давно прошли те времена, когда Китай являл собой коммунистическую угрозу миру. Теперь политическая составляющая в распространении влияния занимает далеко не первое место. Китай сначала задействует свои обширные экономические возможности, предлагая то, что нужно их партнерам здесь и сейчас – инвестиции, вложения, займы и т.д. И дополнит это красочным описанием светлого будущего. Совместного. При этом само собой подразумевается некая политическая лояльность по отношению к Китаю, но это никогда не главное условие.

У стран региона в целом непростая история взаимоотношений. Но они сделали ставку на развитие именно экономических связей, а не политических. На мой взгляд, в большинстве отношений между странами региона экономическое взаимодействие стоит на первом месте, политические разногласия если и не отходят на второй план, то их влияние на экономическое взаимодействие стараются минимизировать.

Более того, политика в данном случае во многом произрастает из экономики. Вспомним ту же китайскую инициативу Пояса и Пути, одной из задач которой, по сути, является окружение Китая поясом стран-союзниц. Никаких политических требований к партнерам по инициативе Китай не выдвигает, все исключительно с позиций экономики и финансов.

Подводя итоги хочется отметить роль Тихоокеанского региона в современном мире. Несмотря на шаблонность фраз «динамично развивающийся регион» и «двигатель мировой экономики», действительно АТР обладает огромным потенциалом. Не будем забывать, что в регионе также находится один из главных дестабилизаторов мирового спокойствия. Карту ядерной угрозы как только не разыгрывают. Неудивительно, что за влияние в регионе борются внешние акторы. Но еще более напряженная борьба происходит внутри самого региона, где переплетаются экономические и политические интересы, желание вытеснить тех самых внешних акторов, и наконец, спустя долгое время пребывания только объектом приложения чужого (читай – западного) влияния, выйти вовне и начать транслировать свое влияние на остальной мир.

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.