Южно-Китайское море является не только стратегическим географическим местом, но и обладает большим потенциалом запаса таких ресурсов, как нефть и природный газ, что делает его горячей точкой для конфликтов между соседними государствами и США. Одной из главных причин конфликта в Южно-Китайском море является стремление к контролю над природными ресурсами. Кроме того, стратегия США в регионе, похоже, ставит под угрозу любые шансы на разрешение конфликта. США обратили внимание на Азию, и главной причиной их интереса является растущая военная и экономическая мощь Китая. Была разработана особая концепция, которая призвана подтолкнуть интересы Америки в ЮКМ и, в частности, сдержать всплеск китайской мощи, угрожающий позиции США в глобальных делах.
Интересы
У Соединенных Штатов есть два главных интереса в Южно-Китайском море:
доступ и стабильность.
Соединенные Штаты весьма заинтересованы в сохранении беспрепятственного доступа к водам Южно-Китайского моря. С точки зрения Вашингтона, все страны пользуются свободой открытого моря, включая свободу судоходства, за пределами территориальных морей любого прибрежного государства, в отношении которых прибрежное государство пользуется суверенными правами. Как коммерческие, так и военные суда пользуются такими свободами открытого моря, которые содержатся в статьях 56 и 87 Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву (ЮНКЛОС). С этой целью Соединенные Штаты ежегодно, начиная с 2007 года, проводят многочисленные «оперативные проверки» таких свобод в китайских водах.
Беспрепятственный доступ к водам Южно-Китайского моря важен для США по двум причинам. Во-первых, оно лежит в основе экономического динамизма региона, который базируется на обширной внутрирегиональной и международной торговле. Каждый год через эти воды проходит торговля на сумму более 5 триллионов долларов, в том числе с Соединенными Штатами.
Беспрепятственный доступ поддерживает способность Америки проецировать военную мощь не только в Восточной Азии, но и во всем мире, поскольку многие военно-морские суда с западного побережья и Японии проходят через Южно-Китайское море по пути в Индийский океан и Персидский залив.
Для Соединенных Штатов беспрепятственный доступ к Южно-Китайскому морю сталкивается с рядом угроз. Первый — это толкование Китаем прав прибрежных государств в исключительной экономической зоне. Со времени Хайнаньского инцидента (Hainan Island incident*) Китай мобилизовал целый ряд юридических аргументов, направленных на ограничение военной деятельности в этой зоне, особенно деятельность США по наблюдению и разведке. Хотя Китай сосредоточил свое противодействие американским операциям в районах, близких к китайскому побережью, Китай может попытаться ввести аналогичные ограничения по всему Южно-Китайскому морю.
* Инцидент на острове Хайнань произошел 1 апреля 2001 года, когда самолет-разведчик ВМС США EP-3E ARIES II и истребитель-перехватчик НОАК J-8II столкнулись в воздухе, что привело к международному спору между США и КНР.
Даже если Китай принял требования, соответствующие требованиям ЮНКЛОС, которые не стремились ограничить военную деятельность, двусмысленность вокруг исторических прав, которые Китай использует, чтобы претендовать в этих водах, поддерживает такие опасения. Вторая угроза — это модернизация ВМС НОАК, которая со временем может быть использована для исключения американских военно-морских судов из этих вод.
Во-вторых, Соединенные Штаты весьма заинтересованы в поддержании регионального мира и стабильности в Юго-Восточной Азии. Подобно открытому и беспрепятственному доступу, региональная стабильность также поддерживает процветание как в Восточной Азии, так и в Америке, поскольку конфликты или интенсивная конкуренция в сфере безопасности перетягивают использования ресурсов на себя, сокращают торговлю, угрожая безопасности морских путей, и сокращают трансграничные инвестиции.
Региональная стабильность сталкивается с рядом угроз в Южно-Китайском море. Во-первых, это потенциальная возможность вооружённого конфликта между различными истцами в спорах о территориальном суверенитете и морских правах. Будучи конфликтами с нулевой суммой, территориальные споры подвержены пагубным последствиям дилеммы безопасности и могут быстро выйти из-под контроля.
Вторая угроза стабильности будет заключаться во все более частом применении принудительных мер, не связанных с вооружённым конфликтом, для продвижения требований того или иного государства. Угрозы Китая американским нефтяным компаниям в 2007 и 2008 годах являются одним из примеров такого принудительного поведения, которое может усилить нестабильность. Третья угроза — это продолжающаяся модернизация военно-морского флота в регионе. В дополнение к рекапитализации и модернизации Южно-Китайского флота Вьетнам также вкладывает значительные средства в военно-морские и воздушные силы, которые будут использоваться в Южно-Китайском море.
Итоги
В обстановке международной безопасности, описываемой как одна из возобновившейся конкуренции великих держав, Южно-Китайское море стало ареной стратегической конкуренции США и Китая. Стратегическая конкуренция между США и Китаем в ЮКМ формирует элемент более конфронтационного общего подхода Администрации Трампа к Китаю и усилий Администрации по продвижению своего конструкта для Индо-Тихоокеанского региона, который называется «Свободный и открытый Индо-Тихоокеанский регион (FOIP).»