Роль США в конфликте между Японией и КНР вокруг архипелага Дяоюйдао/Сэнкаку

Спорные острова, известные китайцам как Дяоюйдао и японцам как Сэнкаку, расположены примерно в 170 км от Окинавы, примерно на таком же расстоянии от Тайваня и в 380 км от города Вэньчжоу на материковой части Китая. Спор о суверенитете этих островов касается главным образом Китая, включая Тайвань, и Японии, однако США с самого начала играли в этом споре важную роль.

Спор восходит к первой китайско-японской войне 1894-1895 годов. Более современные разногласия напрямую связаны с перераспределением территорий, захваченных Японией во время Второй мировой войны.

После китайско-японской войны Япония и правительство династии Цин Китая подписали Симоносекский договор, в котором Китай согласился уступить Японии Тайвань, известный тогда как Формоза, «вместе со всеми островами, принадлежащими упомянутому острову Формоза». В договоре конкретно не упоминались острова Дяоюйдао/Сэнкаку, что привело к тому, что Япония и Китай по-разному толковали договор. Китай рассматривает Острова Дяоюйдао как часть китайской территории Тайваня с древних времен. Япония же утверждает, что она официально включила острова в японскую территорию 14 января 1895 года.

С момента окончания Второй мировой войны США играли активную роль в этом споре. В Каирской декларации, опубликованной Черчиллем, Рузвельтом и Чан Кайши в декабре 1943 года, говорилось: «Япония должна быть лишена всех островов в Тихом океане, которые она захватила или оккупировала с начала Первой мировой войны, и что все территории, которые Япония захватила у Китая, такие как Маньчжурия, Формоза и Пескадорские острова, должны быть возвращены КНР». Китайское правительство считает, что цель состояла в том, чтобы вернуть Китаю территории, отнятые у него Японией в результате военной агрессии, и поэтому острова должны были быть возвращены. Когда правительство КНР нормализовало дипломатические отношения с Японией в 1952 году, в мирном договоре между Японией и КНР вопрос об островах не был поднят ни одной из сторон.

Американское управление островами началось в 1953 году в результате мирного договора 1951 года с Японией, хотя ни правительство Гоминдана на Тайване, ни правительство КНР не были приглашены на конференцию, которая разработала договор. Когда США начали обсуждать с Японией передачу Токио административных прав на Окинаву, что привело к подписанию 17 июня 1971 года и вступлению в силу 15 мая 1972 года Договора о реверсии Окинавы, Тайбэй призвал США в сентябре 1970 года не включать острова Дяоюйдао / Сэнкаку и сохранить вопрос о суверенитете открытым.

В результате, представляя договор о возвращении Окинавы на ратификацию в Сенат США, Государственный департамент заявил, что США заняли нейтральную позицию в отношении конкурирующих японских и китайских претензий на острова, несмотря на возвращение островов японской администрации. Должностные лица департамента утверждали, что возвращение Японии административных прав не нанесло ущерба каким-либо претензиям к этим островам.

Сменявшие друг друга администрации США вновь заявляли о своей нейтральной позиции в отношении этого конфликта. Однако, эта позиция несколько неоднозначна и осложняется Договором о взаимном сотрудничестве и безопасности 1960 года между США и Японией. В соответствии с 5ой статьёй этого договора «каждая сторона признает, что вооруженное нападение на любую из сторон на территориях, находящихся под управлением Японии, было бы опасным для ее собственного мира и безопасности, и заявляет, что она будет действовать для устранения общей опасности в соответствии со своими конституционными положениями и процедурами.» Что означает, что США технически обязаны защищать притязания Японии на острова в случае вооруженного противостояния между Китаем и Японией.

На мой взгляд, позиция США по китайско-японскому территориальному спору меняется от стратегической неопределенности к стратегической ясности, сигнализируя об открытой поддержке Японии. Это можно проследить, анализируя архивы выступлений и комментариев представителей Государственного департамента США. Правительство США  по сей день подчёркивает, что не признаёт на острове какого-либо суверенитета, это неизменное положение всех публичных заявлений. Помощь, которую готовы предоставить США японской стороне конфликта, регламентируется упомянутой выше 5 статьёй Договора 1960 года, на которую постоянно ссылаются представители США. Так как острова являются частью взаимных договорных обязательств между США и Японией, так как они находятся под управлением Японии.

Кроме того, интересным фактом является то, что в большинстве публичных заявлениях применятся именно японское название архипелага (Сэнкаку), изредка японское и китайское, но никогда не – только китайское.

Исход нынешней борьбы за Дяоюйдао/Сэнкаку будет иметь значительные последствия для будущего Азиатско-Тихоокеанского региона. Эскалация японо-китайской напряженности не в интересах США. Очевидно, что США нуждаются в Японии как в своем самом важном союзнике в регионе, но они также нуждаются и в поддержании нормальных отношений с Китаем, и не только по экономическим и торговым причинам, но и из-за глобальных и региональных проблем безопасности.

Закладка Постоянная ссылка.

2 комментария: Роль США в конфликте между Японией и КНР вокруг архипелага Дяоюйдао/Сэнкаку

  1. Фото аватараИван Цветков пишет:

    Помнится мне, в период администрации Обамы США прямым текстом заявляли, что острова Сенкаку принадлежат Японии и находятся под американским «зонтиком безопасности». После этих высказываний острый конфликт, спровоцированный гиперактивными китайскими «рыболовами», быстро пошел на убыль.

    • Наталья Рыбьякова пишет:

      Я проводила небольшой контент-анализ на основе архива Госдепа и результат оказался таков:
      после 2012 года конфликт действительно несколько пошёл на спад, хотя с определенной периодичностью про него всё-таки вспоминали. Провокации со стороны Китая временно закончились, со стороны США была высказана абсолютно однозначная позиция: согласно договору 1960 года они обязаны предоставить защиту Японии и по-другому быть не может. В 2018 году не было ни одного сообщения, посвящённого этой проблематике. Однако в 2019 японская сторона вновь обвинила китайскую сторону в новой провокации после чего вопрос опять поднялся и в США (здесь позиция никак не изменилась). Будет ли опять какая-то эскалация конфликта? Думаю, в ближайшее время нет, во всяком случае, до тех пор, пока Китаю опять не захочется пощекотать нервы японцам и «прощупать зону». Тем не менее, вопрос остаётся нерешённым до сих пор и ни одна из сторон не готова идти на какие-либо уступки.