Истоки новой концепции
Термин «Индо-Тихоокеанская стратегия» впервые прозвучал из уст президента США Дональда Трампа в Дананге в 2017 году. Трудно отрицать, что подобные концепции не могут возникнуть в одночасье на пустом месте. Фундамент, на котором действующий президент США строит свою новую стратегию, был заложен администрацией Барака Обамы. Реализация стратегии ребалансировки во время второго президентского срока Обамы позволила существенно увеличить военно-морское присутствие США в АТР. По большому счету, появление стратегии ребалансировки ознаменовало корректировку внешнеполитических приоритетов США: основное внимание американской политической элиты стало уделяться не Европе, а Тихоокеанскому региону.
Что такое ИТР?
Прежде всего, нужно разобраться, что представляет собой Индо-Тихоокеанский регион с географической точки зрения. Очевидно, что использование данного термина во внешнеполитическом контексте предполагает более активное вовлечение Индии в международные процессы, происходящие на Тихом океане. Помимо Индии, в качестве важных партнеров США рассматривают Австралию и Японию. То, как выглядит ИТР на политической карте мира, можно увидеть на рисунке ниже.
С политической точки зрения, концепция ИТР предполагает развитие экономики региона на основе частного сектора, наращивание прямых инвестиций, обеспечение свободы судоходства, развитие институтов гражданского общества, усиление оперативного взаимодействия с союзниками США. Все эти пункты направлены на достижение двух целей: поддержание американской модели развития в регионе и сдерживание Китая как основного конкурента США на мировой арене.
Причины появления концепции ИТР
Повышенное внимание США к Тихоокеанскому региону обусловлено, с одной стороны, наличием северокорейской ядерной проблемы, а с другой — усилением КНР в регионе. Эти причины имеют равное значение как для стратегии ребалансировки Обамы, так и для Индо-Тихоокеанской стратегии Трампа. В этом смысле, концепция ИТР логически вытекает из стратегии ребалансировки в АТР. Однако между этими двумя этапами внешней политики США в регионе имеется существенная разница. Трамп, в отличие от своего предшественника, рассматривает Китай как стратегического соперника, а не как партнера. Причиной этому является то, что КНР, используя свои экономические, дипломатические и военные ресурсы ставит под сомнение американское лидерство в регионе. Налаживание партнерских отношений с Индией, которая имеет сопоставимый с Китаем демографический потенциал и нерешенные территориальные проблемы, можно рассматривать как попытку найти новый инструмент сдерживания КНР.
Вовлечение Индии в международные процессы, происходящие в Тихоокеанском регионе, в качестве одного из основных партнеров США в области безопасности можно считать успехом Дональда Трампа. Несмотря на то, что Индия не имеет военного альянса с США, это не мешает ей участвовать в совместных с Австралией и Японией военных учениях. Помимо активизации военных связей, эти страны также пытаются создать модель регионального развития, альтернативную китайской инициативе Пояса и Пути.
Помимо внешних факторов, созданию концепции ИТР поспособствовали и внутренние причины. Будучи кандидатом от Республиканской партии, Дональд Трамп выстраивал внутреннюю и внешнюю политику США с опорой на критику действий своего предшественника-демократа. Поэтому продолжение внешней политики в Тихоокеанском регионе в духе ребалансировки было невозможным для действующего президента. Трамп сделал упор на более жесткий курс в отношении КНР и приступил к выстраиванию более активного партнерства с Индией.
Итоги
Таким образом, причины появления концепции Индо-Тихоокеанского региона во внешнеполитическом дискурсе США можно условно разделить на объективные и субъективные. К первой категории можно отнести проведение Китаем более активной внешней политики в регионе, и необходимость поиска надежного партнера, который может быть более или менее сопоставим с КНР по своим внешнеполитическим ресурсам. Ко второй категории можно отнести следствие внутриполитической борьбы в США, выраженное в критике политического курса оппонентов и выдвижении собственного, альтернативного взгляда на проведение внешней политики в регионе.
Понятно, что Индия — это естественный противовес Китаю. И дружба с ней США не вызывает восторга в Пекине. Но как вы считаете, в состоянии ли Индия как международный партнер США, помочь решить Америке китайскую проблему? По мне, так никакой пользы от Индии Америке не будет. У Индии в последнее время накопился ворох репутационных проблем (националист Моди в определенном смысле — «индийский Трамп»), да и открыто ссориться с КНР Индия вовсе не горит желанием. Так что «индо-тихоокеанская стратегия» для США — путь совершенно тупиковый.
Соглашусь, что на данный момент Индия и Китай находятся в разных весовых категориях. Американо-индийская дружба будет скорее раздражающим фактором для КНР. Индия не собирается становиться полноценным союзником США. На мой взгляд, стратегия ИТР являет собой попытку Трампа изобрести новый подход к проведению внешней политики в регионе, который будет отличаться от политики администрации Обамы. Внутренние причины появления этой концепции если не перевешивают, то, по крайней мере, находятся в равновесии с внешними.
Есть ли страны, помимо Японии и Австралии, поддерживающие концепцию ИТР? И как в самой Индии воспринимаются попытки США «подружиться» с ней?
При рассмотрении данной темы мне не удалось найти ещё какие-либо страны, которые бы активно поддерживали данную концепцию. Что касается Индии, то, на мой взгляд, её сближение с США можно воспринимать скорее как попытку «насолить» КНР. В любом случае, на сегодняшний день Индию нельзя назвать полноценным партнером или опорой для США. Это государство стремится проводить самостоятельную политику, которая не зависит от интересов той или иной великой державы.