На пересечении путей

Китайская инициатива Пояс и Путь охватывает и Азиатско-Тихоокеанский регион, и Индо-Тихоокеанский регион, и Центральную Азию. Такой размах инициативы не мог не затронуть интересы других игроков на мировой арене, тем более в таких важных регионах. Многие страны выступили со встречными проектами и инициативами. Не остались в стороне и США.

Фактически, проект возрождения древнего Шелкового пути в качестве транзитного пути между Восточной Азией и Европой (в основном через Афганистан и Центральную Азию) предложила еще Хиллари Клинтон в 2011 году, то есть, даже еще раньше, чем Китай заявил о своей инициативе «Один пояс, один путь» в 2013 году. Маршруты и в целом география проектов не совпадали, поскольку американский вариант предполагал, в первую очередь, интеграцию Афганистана в торгово-экономические связи региона.

Американский проект получил название «Новый шелковый путь», но какого-либо серьезного развития не получил. Затем случилась китайская инициатива, которая приковала к себе всеобщее внимание.

Новый Шелковый путь относится к комплексу совместных инвестиционных проектов и региональных торговых блоков, которые могут обеспечить экономический рост и стабильность в Центральной Азии.

Причина снижения интереса к Новому Шелковому пути проста: во время второго президентского срока Барака Обамы на должности генерального секретаря Хиллари Клинтон сменил Джон Керри, который отодвинул инициативу предшественницы на второй план.

В 2017 году о проекте вновь заговорили, Индия стала называться в числе активных участников реализации, в частности, в Индо-Тихоокеанском экономическом коридоре (Indo-Pacific Economic Corridor). Тем не менее, серьезные действия или финансовые вливания именно в проект выделить сложно, в основном США продолжали развивать двусторонние отношения с нужными странами вне рамок проекта.

Однако очевидное продвижение китайской инициативы, а также ее активная критика привели к тому, что в ноябре 2019 года США, Австралия и Япония на Индо-Тихоокеанском бизнес форуме в Таиланде объявили о новом проекте Blue Dot Network.

Ожидается, что проект Blue Dot Network будет служить признанной во всем мире системой оценки и сертификации для дорог, портов и мостов с акцентом на Индо-Тихоокеанский регион.

Со стороны США финансировать проект должна Международная финансовая корпорация США (U.S. International Development Finance Corporation (DFC), которая в 2018 году была преобразована из Корпорации частных зарубежных инвестиций (U.S. Overseas Private Investment Corporation (OPIC), и получив, соответственно, статус государственной корпорации, имеет больше финансовых возможностей поддерживать внешнеполитические цели США.

К проекту пока больше никто не присоединился, но как сообщается, ведутся переговоры с ЕС и рядом других государств. Стоит отметить, что лидеры Группы 20, в которую входят Китай, Индия и другие, одобрили ряд принципов качественных инвестиций в инфраструктуру, поэтому широкий круг стран может быть заинтересован в присоединении, если инициатива начнет развиваться.

Очевидно, что проект Сети направлен в противодействие китайской инициативе Пояса и Пути.

Сравнение финансовых возможностей Пояса и Пути и Blue Dot Network весьма затруднительна, поскольку, с одной стороны, практика предоставления средств из Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ) не до конца известна, с другой стороны, проект Сети еще не начал реализовываться, и многие практические вопросы, в том числе финансирования, еще только предстоит решить.

Возможности нового проекта сравниться с китайской инициативой в неком геополитическом плане также вызывают сомнения, поскольку, во-первых, Китай ушел далеко вперед в реализации инициативы. Во-вторых, сам характер проекта Blue Dot Network, который подразумевает привлечение инновационных компаний, технической экспертизы и главенство закона, может стать серьезным препятствием для реализации проекта. Цели и избранные средства, несомненно, благородны, но будут ли они эффективно работать в обозначенном регионе? В Афганистане и странах Центральной и Южной Азии? Представляется, что на данном этапе большинству стран-потенциальных участниц Blue Dot Network гораздо проще получать инвестиционные влияния от Китая и развивать инфраструктуру, пусть и с опасностью попасть в еще большую зависимость от Китая (зависимость и так была, как и долги перед Китаем), чем стараться соответствовать высоким стандартам, которые задают США, Япония и Австралия (это личное мнение автора, которое может не совпадать с мнением коллег).

Те изменения или даже трансформация, которые пережили внешнеполитические проекты США в отношении ИТР, АТР и Центральной Азии, показывают важность региона (в первую очередь ИТР) для политики США при разных администрациях, а также готовность предлагать свое видение развития региональных взаимодействий. Кроме того, создавая конкуренцию продвижению Китая и реализации его инициативы.

Наконец, Blue Dot Network – это один из немногих многосторонних проектов США в регионе, что примечательно, поскольку в целом они предпочитают действовать в рамках двусторонних отношений со странами.

Закладка Постоянная ссылка.

6 комментариев: На пересечении путей

  1. Фото аватараИван Цветков пишет:

    «В 2017 году о проекте вновь заговорили» — хотите сказать, что администрация Трампа вспомнила о проекте Хиллари? Или заговорили все-таки не о «Новом шелковом пути», а о чем-то совершенно ином?

    • Daria Martynova пишет:

      В 2017 году как раз появилась идея Индо-Тихоокеанской стратегии, поэтому вполне логично, что, например, в экспертном сообществе вспомнили, что у них уже был проект в данном регионе. А администрация Трампа продолжила развивать те концепции ИТР, которые сформировались за второй срок Обамы.

  2. Фото аватараИван Цветков пишет:

    U.S. International Development Finance Corporation (DFC) правильнее перевести не «международная финансовая корпорация США», а «Американская корпорация по финансированию проектов международного развития». Тут весь смысл в создании нового механизма финансирования программ «зарубежной помощи» — то есть проектов, которые нацелены не столько на материальную выгоду, сколько на продвижение политических интересов США.

  3. Фото аватараИван Цветков пишет:

    Blue Dot Network сильно напоминает Транс-Тихоокеанское партнерство своей установкой на регулирование поведения участников в обмен на доступ к американским инвестициям, технологиям и рынкам. Спрашивается, зачем Трампу было выбрасывать в мусорное ведро обамовское ТТП в первый же день президентства?

  4. Viktoria Lopatkina пишет:

    Почему при Керри инициатива Нового Шелкого пути не получила развития? Выдвигались ли какие-то другие предложения?
    Проект сети это продолжение инициативы Нового Шелкового пути? Есть ли какие-то кардинальные различия между ними?

    • Daria Martynova пишет:

      Мне сложно ответить на первый вопрос, потому что я не знаю всех подводных камней американской политики, но представляется, что мало кто любит продолжать чужие проекты, к тому же не слишком еще развитые и успешные, когда можно придумать свой. Как нам разъяснил Павел в своей статье, как раз при Керри осуществлялась ребалансировка и увеличение военно-морского присутствия США в АТР.
      В какой-то степени Blue Dot Network действительно похож на проект Нового Шелкового пути, поскольку обе инициативы подразумевают инфраструктурные проекты в ИТР. Но называть одно продолжением другого все же не стоит, потому что там разные участники, отличается география действия, а главное, они были разработаны при разных политических деятелях)