Интересы США в Океании

Традиционно под Океанией понимается группа островов южной части Тихого океана. Регион включает 22 территории, объединяющих более 10 тысяч островов, которые зачастую делят на Меланезию (Папуа-Новая Гвинея, Соломоновы острова, Вануату, Фиджи и Новая Каледония), Микронезию (Палау, Федеративные Штаты Микронезии, Маршалловы острова, Северные Марианские острова, Гуам, Науру и Кирибати) и Полинезию (Тувалу, Уоллис и Футуна, Тонга, Токелау, Самоа, Американское Самоа, Ниуэ, Острова Кука, Французская Полинезия и Питкерн).

Южная часть Тихого океана долгое время считалась внутренним «американским озером». После второй мировой войны США занимали лидирующие позиции в регионе и это лидерство никто не оспаривал. Многие территории находились либо под прямым контролем США, либо под контролем их союзников – Австралии, Новой Зеландии, Франции или Великобритании. В 1951 г. для поддержания это контроля был создан АНЗЮС. К тому же, во время Холодной войны СССР не особо интересовался Океанией, поэтому отсутствие конфронтации создавало благоприятные условия для распространения влияния США.

Политика США заключалась в том, чтобы не допустить на данные территории «врагов Америки». Первоначально администрация Соединенных Штатов исходила из того, что интересы страны в этом регионе поддерживаются Австралией и Новой Зеландией. Однако после введения Новой Зеландией запрета на заходы в порты страны кораблей с ядерным оружием и подготовкой к созданию безъядерной зоны в Южной части Тихого океана американское руководство вынуждено было активизировать работу по защите своих интересов в регионе. Резко увеличилось число американских представительств в государствах Океании. Американское информационное агентство (ЮСИА), Американское агентство по международному развитию (ЮСАИД), Корпус мира, различные фонды помощи и другие являлись дополнительными рычагами воздействия на независимые государства Океании.

После окончания «холодной войны» военно-политические интерес США к южной части Тихого океана значительно снизился. В новой американской политике в АТР роль региона явно отодвигалась на второй план. Если отношения с Австралией и Новой Зеландией оставались на прежнем уровне, то значение Океании в стратегических планах Вашингтона резко уменьшилось. Был закрыт отдел государственного департамента США по делам Океании, уменьшилось количество американских дипломатических представительств, было ограничено участие США в региональных организациях, значительно сократилась экономическая помощь государствам региона. Но в то же время нельзя было утверждать, что США потеряли к региону всякий интерес.

Регион до сих пор содержит комплекс экономических, политических и военно-стратегических интересов США. Со времен второй мировой войны в Океании существует разветвленная сеть военно-воздушных, военно-морских и сухопутных баз и опорных пунктов. Особое значение придается островам Микронезии. Имеются соглашения о «свободной ассоциации» с Федеративным Штатам Микронезии, Маршалловым островам и Палау. Договор о военно-политическом союзе с США подписало Содружество Северных Марианских островов. Эти территории наряду с островом Гуам должны были образовать часть «передового оборонительного экрана», протянувшегося от Аляски, через Алеутсткие острова к военным объектам на Гавайских островах.

ВМБ США на о. Гуам

Другим важным коммерческим интересом США в регионе является добыча минерального сырья. Когда на островах Океании и континентальном шельфе были обнаружены огромные запасы различных полимерных конкреций, Соединенные Штаты оказались в числе первых стран, приступивших к эксплуатации минеральных ресурсов.

Битва за рай

Хотя Китай имеет давнюю историю взаимодействия с Океанией, его интерес и участие в этом регионе значительно возросли за последние десятилетия. В своем выступлении на ежегодном совещании Форума тихоокеанских островов в октябре 2000 года заместитель министра иностранных дел Китая Ян Цзечи отметил, что значение торговли с этим регионом почти удвоилось за последние два года и что число финансируемых Китаем инфраструктурных проектов также быстро растет. Он объявил о создании Фонда сотрудничества между Китаем и Форумом тихоокеанских островов, открытии Торгового представительства Форума тихоокеанских островов в Пекине и предсказал «прочные, стабильные и постоянно растущие отношения» с этим регионом.

Министр иностранных дел Соломоновых островов Иеремия Манеле и министр иностранных дел Китая Ван И на церемонии по случаю установления дипломатических отношений между Соломоновыми островами и Китаем. Сентябрь 2019.

Для Китая интерес к островам Тихого океана обусловлен несколькими причинами:

Во-первых, то, что Тихоокеанская островная цепь до сих пор тесно связана с Соединенными Штатами влияет на способность Китая наращивать военно-морскую мощь в Тихом океане, чтобы защитить китайскую территорию от возможной угрозы.

Во-вторых, Океания важна для Китая как источник ключевых природных ресурсов, необходимых для его растущей экономики. Китай импортирует значительные объемы древесины и рыбы из стран тихоокеанских островов, включая Соломоновы острова и Папуа-Новую Гвинею. Он проявляет особый интерес к обширным энергетическим и минеральным ресурсам Папуа-Новой Гвинеи.

Китай предоставляет финансовую помощь и создает объекты инфраструктуры и коммуникаций (аэропортов, портов, дорог, отелей) в бедных островных государствах. Это частично способствует решению проблемы безработицы в регионе, чего не удавалось Западу, а также повышает авторитет КНР. К 2017 г. Китай вышел на 3-е место после Австралии и Новой Зеландии по объемам донорской помощи странам Океании.

Китаю удалось привлечь государства Океании на свою сторону также благодаря лояльному отношению к местным «недемократическим» режимам. Например, во время военного переворота в Фиджи (2006 г.) США попытались ввести блокаду против новых властей, однако она была сорвана, главным образом, Китаем, предложившим этой стране материальную помощь и содействие в охране морских границ.

В Вашингтоне обеспокоенность вызывает не столько рост экономического присутствия Китая в Океании, сколько то, что численность китайских военнослужащих в регионе превышает численность сил объединённого командования ВС США в зоне Тихого океана. Параллельно укреплению экономико-политических позиций КНР, на Кирибати, Фиджи и в других океанических государствах появляются китайские военные объекты.

В данный момент США продолжают терять влияние в странах Океании, что во многом связано с политикой Д. Трампа, направленной на дистанцирование от этого региона. На фоне этого Китай лишь продолжает расширять зоны своего влияния.

Конкуренция между США и Китаем в Океании создает несколько потенциальных проблем. Наиболее очевидной является поляризация. Тихоокеанские страны начинают принимать сторону Китая, либо сторону Соединенных Штатов и их союзников. Уже несколько стран, включая Вануату и Самоа, стали откровенными сторонниками интересов Китая.

Поляризация может нанести большой ущерб региону и его населению, которые полагаются на солидарность малых островных государств в достижении важных коллективных результатов. Вполне возможно, что поляризация может происходить и внутри самих государств. Политика США и Китая уже стала проблемой в таких государствах, как Папуа-Новая Гвинея и Вануату, так как создала возможности для значительного манипулирования внутренней политикой.

Закладка Постоянная ссылка.

4 комментария: Интересы США в Океании

  1. Фото аватараИван Цветков пишет:

    Коль уж вы упомянули «манипулирование внутренней политикой в Папуа-Новой Гвинее», может расскажете кратенько, в чем суть проблемы? А то Папуа как-то совсем обойдена нашим вниманием :)
    И еще — что такое «полимерные конкреции»?

    • Матюнина Алёна пишет:

      Дело в том, что США совместно с Австралией участвуют в модернизации военно-морской базы на острове Манус (Папуа-Новая Гвинея). КНР тоже присматривается к новогвинейским портам Вевак, Кикори, Ванимо и острову Манус. Официально Пекин не подтверждает таких планов, говоря, что преследует мирные цели и заинтересован в экономическом сотрудничестве с тихоокеанским государством. В 2018 г. на саммите АТЭС Си Цзиньпин договорился с руководством Папуа-Новой Гвинеи о совместной работе над проектами в рамках инициативы «Один пояс, один путь». К тому же, по уровню капиталовложений Китай уже начал обходить Штаты (даже сооружения для упоминавшегося саммита АТЭС были построены на китайские деньги), в связи с чем Америка заявила о намерении увеличить размер своих инвестиций. Кроме того, США вместе с Австралией, Японией и Новой Зеландией объявили, что к 2030 году обеспечат 70% населения Папуа — Новой Гвинеи электричеством. Сейчас доступом к этому благу цивилизации обладают лишь 13% населения страны.
      Из-за этой битвы инвестиций и влияния политическая элита и раскололась на два блока: те, кто поддерживают китайские инициативы (например, бывший премьер-министр Питер О’Нил определял развитие отношений с Китаем в качестве приоритетного направления внешней политики страны, так же нынешний премьер-министр Дж. Марапе отметил, что новое правительство Папуа-Новой Гвинеи сохранит решительную приверженность политике одного Китая, будет углублять прагматичное сотрудничество с КНР в рамках «Пояса и пути») и те, кто поддерживает американские (Партия национального альянса).
      Полимерные конкреции – это потенциальные минеральные ресурсы, которые требуют дополнительной обработки. Они образуются в огромных количествах на океаническом дне и рассматриваются как перспективный сырьевой ресурс будущего.

  2. Viktoria Lopatkina пишет:

    Алена, подскажите, почему в выборе между США и Китаем страны Океании предпочитают связи с Китаем?
    И как известно, значительным игроком в южной части Тихого океана является Австралия. Как она реагирует на усиление китайского влияния в малых странах Океании? Предпринимает ли какие-то конкретные шаги для противодействия?

    • Матюнина Алёна пишет:

      Не все страны предпочитают Китай, некоторые относятся к нему с осторожностью. В данный момент, активность китайской помощи, в первую очередь финансовой, странам Океании только возрастает, в то время как политика США становится пассивнее и предпринимает действия лишь в противовес Китаю. К тому же свою роль играют и тесные экономические связи. Разумеется, обширные китайские инвестиции располагают к себе правительства, однако, проамериканских государств там тоже предостаточно.
      Австралия считает Океанию сферой своего особого влияния. Более того, США – ее главный стратегический партнер, поэтому в целом Австралия относится к распространению китайского влияния негативно. Однако в плане торговли, Китай главный партнер Австралии и в экспорте, и в импорте, поэтому каких-то резких действий в отношении КНР государство предпринять не может. С одной стороны, Китай для нее — желанный партнер, с другой — опасный конкурент. Австралийские эксперты считают, что из-за китайских кредитов регион рискует попасть в долговой кризис и стать более восприимчивым к дипломатическому давлению со стороны Пекина. На фоне конкуренции с китайскими кредитами Австралия намерена значительно расширить свою программу помощи тихоокеанским островным государствам (согласно Австралийской программе помощи Тихоокеанскому региону).