Науру – карликовое государство площадью 21 кв. км. Официально в стране нет столицы, однако де-факто ей служит город Ярен. В стране проживает 12 тыс. человек, большинство составляют наурийцы. По форме правления в Науру – смешанная республика. Глава государства и правительства – президент. Он же одновременно и министр иностранных дел. Высшим законодательным органом власти является парламент, избираемый народом. Участие в выборах принудительное — все граждане старше 20 лет голосуют в обязательном порядке. В Науру установлена многопартийная система. В стране осуществляют деятельность 3 политические партии, однако большая часть депутатов парламента является независимыми.
История
Науру стал первым островом, который колонизировали полинезийские племена около 3000 лет назад. Всего здесь проживало 12 племен (что отражено в 12-конечной звезде на государственном флаге). Общества были матриархальными.
В 1798 г. остров был открыт Джоном Фирном, который назвал его «приятным» благодаря прекрасному климату и богатой природе. Как и в случае Новой Зеландии, англичане завезли на остров алкоголь и оружие, и стали обменивать их на воду и еду у местного населения. В 1878 году началась 10-летняя Науруанская война племен, где активно использовались английские мушкеты. В 1888 г. Германия аннексировала остров. В 1914 г. остров был захвачен Австралией, а по окончании войны совместно управлялся Великобританией, Австралией и Новой Зеландией.
В 1899 г. на острове нашли залежи фосфатов. Добывать фосфаты начали в 1906 г. Это событие стало переломным моментом в истории острова. До Второй мировой войны добыча ископаемых велась пусть и промышленно, но всё-таки в небольших количествах. Оборудование было еще не столь производительным и мощным. С началом военных действий добыча прерывалась из-за военных столкновений и оккупации острова то одним, то другим государством. В 1942 году Науру оккупировали японцы, депортировав 1200 местных жителей в рабочие лагеря. В 1945 году остров освободили американцы, и выжившие в японских лагерях наурийцы (737 человек) вернулись на родину. Все эти государства пытались извлечь из недр острова полезные ископаемые. Дошло до того, что около 80% территории острова так или иначе было задействовано в добыче фосфатов.
В 1968 году Науру стал независимым государством и выкупил права на добычу фосфатов у британцев. Для контроля разработки месторождений была создана Nauru Phosphate Corporation. В короткие сроки островитянам удалось достичь самого высокого уровня жизни среди других государств Океании. В 70-е годы доход на душу населения превышал 34 тысячи долларов. Добыча фосфатов достигала 2 млн тонн в год, а цена на рынке — $68 за тонну. За 30 лет Науру заработала $3,6 млрд. До начала 80-х годов прошлого столетия государству удавалось поддерживать этот уровень, активно разрабатывая фосфатные месторождения и продавая сырье. Работать на острове перестали. На добыче фосфатов трудились индусы или китайцы, командовали ими приезжие из Австралии, Европы и США.
С начала 80-х добыча стала падать, а роскошная природа острова практически погибла. Многочисленные птицы улетели или погибли из-за разрушения почвы. Под угрозой исчезновения оказались экзотические растения-эндемики. Опустошенные месторождения стали причиной эрозии и обеднения почвы острова Науру. Наземных диких млекопитающих на острове больше нет вовсе.
Современное положение
Работы на острове нет, да и населения в своей массе отвыкло работать, десятилетиями существуя на дивиденды от продажи фосфатов. Правительство нанимает рыболовецкие суда у соседних государств, чтобы научить наурийцев ловле рыбы. Безработица составляет около 35%, в начале нынешнего столетия доходила до 90%. Налогов тоже нет. Высок уровень алкоголизма. Все это объясняет большие проблемы Науру с бюджетом.
После окончания фосфоритовой эйфории страна попыталась заработать на оффшорной деятельности. В 1990-е годы Науру превратилось в одну из самых злачных оффшорных зон планеты. Там было зарегистрировано несколько сотен банков, в которые только из России поступило 70 млрд долларов США. Под давлением ФАТФ (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег) и США в 2003 году Науру было вынуждено запретить работу оффшорных банков и принять меры против «отмывания денег».
Последние годы Науру получает от Австралии деньги за содержание на своей территории стремящихся попасть в Австралию беженцев.
Сельское хозяйство, рыболовство и промышленность в стране практически не развиты. Туризм ограничен из-за экологических проблем. Источников пресной воды не существует. Недавно научились обессоливать морскую, раньше привозили в цистернах с материка. Электростанции нет, вместо нее — пять генераторов (работают три).
На острове есть Кольцевая дорога диаметром 17 км. Фактически вся жизнь острова сосредоточена на обочине этой дороги: единственный супермаркет, почта, аэропорт, банк, пара гостиниц, кладбище.
В небольших масштабах фосфаты добывают и сегодня. Контролирует процесс бывшая Nauru Phosphate Corporation, переименованная в RONPhos после «фосфатного кризиса» 2002 года, когда выяснилось, что месторождения практически выработаны. Надежды населения все еще связаны с фосфатами. 100 миллионов тонн материала уже вывезены с острова, но по данным геологической разведки в глубинах острова еще может оставаться до 20 миллионов тонн пригодных для разработки фосфаритов. В настоящее время правительство Науру пытается найти финансирование и подрядчиков.
Науру на международной арене
Республика Науру является членом ООН (с 1999 года) и ряда её специализированных организаций (ВОЗ, ИКАО, ФАО, ЮНЕСКО и др.). Также является членом: Азиатского банка развития, Британского Содружества, Группы африканских, карибских и тихоокеанских государств, Альянса малых островных государств, Форума тихоокеанских островов, Секретариата Тихоокеанского сообщества, Южно-Тихоокеанского соглашения о региональной торговле и экономическом сотрудничестве и ряда других международных организаций.
Одним из способов пополнения бюджета государства является торговля своим голосом в международных организациях, а также международным признанием государств. В 2002 году Науру отказалась признать независимость Тайваня, установила дипломатические отношения с КНР и неожиданно получила от нее помощь в $130 миллионов. Но в 2005 году республика передумала, разорвала отношения с Пекином и теперь получает помощь уже от Тайваня. Также в обмен на финансовую помощь Науру признала независимость Южной Осетии и Абхазии.
Да, печальная история. Как вы считаете, России имело смысл добиваться от Науру и других микрогосударств признания Южной Осетии и Абхазии?
Как мне кажется, это не имеет особого смысла. Да, формально количество признавших государств увеличилось, но они не имеют веса на международной арене. К тому же все понимают, что их голоса куплены, поэтому общую ситуацию это не изменило