Королевство Тонга

Королевство Тонга – одно из государств Океании, с общей площадью 748 кв. км. (Для сравнения: общая площадь города Санкт-Петербурга – 1439 кв. км.). Состоит из 172 островов, при этом лишь 36 из них обитаемы, однако именно на эти острова приходится большая часть площади – 670 кв. км.

Герб Королевства Тонга

Архипелаг Тонга располагается на границе Австралийской и Тихоокеанской литосферной плит. Практически все острова государства имеют вулканическое происхождение, вулканы присутствуют как на надводной, так и на подводной территории. В истории последних 200 лет сохранились свидетельства более чем о 35 вулканических извержениях. Такая природная активность является одной из проблем страны, так как вулканы присутствуют на всех больших и, соответственно, наиболее заселённых островах, а их извержения влекут за собой немалые человеческие жертвы. Однако извержение подводных вулканов иногда приводит к образованию новых небольших островов, что ведёт за собой расширение государственной акватории. Кроме того, за счёт вулканических пород почвы Тонга варьируются от кислотных до щелочных и отличаются высоким содержанием магния и кальция, что делает их весьма плодородными и, соответственно, способствует развитию сельского хозяйства.

Извержение подводного вулкана близ Тонга (март 2015)

Несмотря на то, что острова Тонга достаточно растянуты по Тихому океану, климатически друг от друга они отличаются лишь незначительно. Основными особенностями климата можно считать: практически полное отсутствие колебания температуры и отличие времён года по количеству осадков. Сезон дождей длиться около 5 месяцев: с ноября по март, 1-2 раза в год случаются тайфуны.

Государство Тонга

Тонга представляет собой королевство (единственное в Океании!) с конституционной формой монархии. На данный момент правит король Тупоу VI, который находится у власти с 2012 года и является шестым представителем династии Тупоу. До унаследования престола также занимал пост премьер-министра страны в течение шести лет. В парламенте заседают 26 депутатов, с 2010 года 17 чел. из них выбираются подданными королевства, а 9 назначаются пэрами. Всех министров назначает монарх, и срок их правления ограничен исключительно монаршим желанием.

Король Тонга — Тупоу VI

Столица страны располагается в городе Нукуалофа, на острове Тонгатапу. Валюта имеется своя и называется «паанга», сильно привязана к австралийскому доллару, соответственно, экономика страны также находится в некоторой зависимости от своего крупного и более могущественного соседа.  

Королевский дворец в г. Нукуалофа

Население Тонга составляет чуть более 100 тысяч человек, около ¼ проживает в столице. Национальный состав не отличается разнообразием: 97% граждан королевства являются тонганцами, говорят на родном, тонганском, и английском языках, по большей части исповедуют христианскую веру, не забывая при этом и о традиционных обычаях и ритуалах. Христианство здесь также не вполне типичное: большинство верующих исповедуют методизм (протестантская конфессия, отколовшаяся от англиканства), 16% — католическую веру и 14% — мормонскую. Подавляющая часть населения занята в сфере сельского хозяйства, которое продолжает оставаться главной отраслью экономики государства. Однако, в 2008 году в территориальных водах Тогда были обнаружены крупные месторождения драгоценных металлов, что, возможно, в будущем отразиться на экономической политике. Кроме того, в последние годы правительство королевства стало стимулировать развитие сферы услуг. Бытует также идея о развитии туризма, но она пока не получила должного воплощения, так как значительной преградой выступает территориальная отдалённость.

Интересно, что несмотря на то, что королевство имеет дипломатические отношения со многими странами мира, на его территории располагаются дипломатические представительства только КНР, Японии, Австралии и Новой Зеландии, а своим официальным представителем Тонга располагает исключительно в КНР и Японии.

Краткая история

Архипелаг Тонга вместе с некоторыми соседними островами является колыбелью полинезийской цивилизации. По данным археологических исследований, первые люди появились здесь около 6 тысяч лет назад и были переселенцами из Юго-Восточной Азии.

Тонганская государственность стала результатом древней и богатой местной культуры, а не была завезена европейцами. К X веку сложился племенной строй во главе с вождями-священнослужителями, которых можно считать первыми монархами. В то время влияние правителей Тонга, отличавшихся определённой воинственностью, распространялось также на Самоа и некоторые острова Фиджи. К середине XV века реальная власть от священнослужителей перешла к гражданским администраторам, но уже в XVII оказалась в руках военных. Государство современно типа сложилось самостоятельно приблизительно к XVIII веку. Традиционный строй напоминает классическую абсолютную монархию с периодической сменой династий, сейчас у власти третья по счёту.

«Ноша бога Мауи» или «Ворота Тонга» (предположительно XIII в.)

В 1616 году острова Тонга были открыты голландскими путешественниками Виллем Схаутеном и Якобом Лемером. Местное населения не оказало иностранцам тёплого приёма, поэтому следующие полтора века их практически никто не беспокоил. Активность европейцев пришлась на последние десятилетия XVIII века. На Тонга побывал, в том числе, и Джеймс Кук в 1773, 1774 и 1777 годах. В первую же половину следующего столетия себя проявили англиканские миссионеры, тогда же жители островов и обратились в христианство. 

Девятнадцатое столетие стало весьма значимым для Тонга с исторической точки зрения. В 1845 году к власти пришла правящая и по сей день династия монархов, а в 1875 году король Джордж Тупоу I даровал своим подданным Конституцию, она с некоторыми поправками действует и в современное время. В 1876 году было введено обязательное всеобщее начальное образование.

Важно, что в отличие от большинства соседей королевство Тонга никогда не утрачивало своей полной самостоятельности, хоть и находилось частично в зависимости от Великобритании в период с 1900 по 1970 гг.

О некоторых современных проблемах

Волнения в Нукуалофа

Осенью 2006 года столицу Тонга, город Нукуалофа, потрясли восстания и погромы. Причиной беспорядков стало решение Тайного совета страны отложить на год рассмотрение вопроса о демократизации парламента. (На тот момент времени большинство депутатов парламента назначались королём). Собственно, на улицы вышли сторонники демократии, протест сопровождался поджогами зданий, опрокидыванием машин и грабежами. От 60 до 80% центра города было разрушено. Восстание было подавлено, в результате тщательного расследования происшествия под арестом оказались 568 человек, что немало, учитывая общее число населения. Тем не менее, волнения привели к желаемой демократизации, и выборы по новым стандартам (выбираются 17 из 26 членов парламента) состоялись в 2010 году.

Интересно, что в подавлении восстания участвовали силы Австралии и Новой Зеландии, так как местная власть, видимо, самостоятельно справиться была не в силах. В общей сложности данные две страны прислали в Тонга 110 солдат и 44 полицейских. Тонганцы такую помощь не оценили, и уже после выборов нового образца один из главных представителей демократических сил в королевстве заявил о том, что подобное поведение со стороны австралийских и новозеландских властей было вмешательством во внутренние дела Тонга.

Конфликты на национальной почве

Начиная с двадцатого столетия в королевство стали прибывать значительные группы эмигрантов. В 1920-е гг. на островах появились первые китайцы, и к 2006 году их этническая составляющая подобралась к 4% от всего населения (4000 чел.). Следует отметить, что в 1990-е гг. правительство Тонга само инициировало продажу паспортов китайцам с целью получения экономической выгоды. Помимо китайцев, в последние десятилетия в королевство стало приезжать всё больше фиджийцев и представителей других стран Тихого океана.

Визит Короля Тупоу VI в КНР (2018 г.)

Китайское меньшинство оказалось наиболее активным в плане предпринимательской деятельности. Уже к 2001 году в столице королевства насчитывалось около 120 заведений, владельцами которых были этнические китайцы. Такой успех эмигрантов постепенно стал вызывать раздражение и недовольство у местного населения. Китайских бизнесменов стали преследовать, совершать на них нападения, уже в 1999 году было зарегистрировано 40 таких случаев, а в 2001 году число нападений на китайцев на этнической почве возросло до 100. Националистические лозунги выкрикивались также и на погромах в столице в 2006 году. К слову, тогда громили и поджигали, в основном, дома и имущество, принадлежащее китайцам.

Территориальный вопрос

19 января 1972 года на коралловых рифах Минерва, миллионер Майкл Оливер объявил об основании республики. Уже в следующем месяце её президентом был избран Моррис С. Дэвис.

Единственная отчеканенная монета непризнанной Республики Минерва

24 февраля Тонга объявило данную территорию и прилежащую к ней акваторию своими, к рифам прибыла королевская гвардия и лично король Тауфаахау Тупоу IV. Миллионер и его правительство были выдворены, и стали считать себя «правительством в изгнании». Присоединение рифов к Тонга признали практически все государства Южнотихоокеанского форума. Исключением стало Фиджи, которое в 2005 году заявило о своих притязаниях на рифы Минерва. Между Тонга и Фиджи периодически происходят незначительные столкновения на данной почве. При этом правительство Республики Минерва в изгнании выступает с одинаковым осуждением, как Королевства Тонга, так и Фиджи.

Метки: , . Закладка Постоянная ссылка.

2 комментария: Королевство Тонга

  1. Фото аватараИван Цветков пишет:

    Видно, что король — добрейшей души человек!)
    А что Россия, обращает хоть какое-то внимание на Тонга, или у Кремля есть дела поважнее?

    • Елизавета Вайнберг пишет:

      На сайте нашего МИДа, к сожалению, не удалось найти никаких новостей по какому-то взаимодействию России с королевством. Видимо, нам действительно не до них и судя по следующему достаточно резкому выражению, приводимому на сайте, интересоваться Тонга в обозримом будущем мы не планируем:
      «Королевство Тонга входит в группу наименее развитых стран мира. Экономика страны в большой степени зависит от внешних заимствований. Ограниченные природные ресурсы и сохраняющийся патриархальный уклад жизни в значительной мере определяют низкий потенциал экономического роста.».