Малайзия относится к числу наиболее экономически-активных стран Юго-Восточной Азии. Но такое положение в стране было не всегда. В 1960-е годы Малайзия оставалась страной с колониальной экономикой. Современная Малайзия, страна с динамичной и разнообразной экономикой возникла благодаря деятельности ее бывшего премьер-министра Махатхира Мохамада. Под его руководством в 1980-1990е годы страна совершила поразительный экономический прорыв, быстро превратившись из источника топливного и сельскохозяйственного сырья в развитое индустриальное государство.
Вместе с экономическими показателями увеличивается и политическое влияние Федерации. Экономическому развитию Малайзии способствует четкая и гибкая внешняя политика. Сейчас с ней пытаются развивать связи многие большие игроки международных отношений. В мусульманском мире Малайзия является одним из лидеров. Она является членом так называемой «Исламской восьмерки».
В настоящее время перед Малайзией стоит серьезная политическая проблема – как сохранить стабильность при растущих религиозных разногласиях и огромной разнице в уровне жизни между различными этническими группами. Бумипутра (малайцы) составляют около 50% населения страны, китайское население – порядка 30%. С точки зрения религиозной принадлежности мусульманами являются более 60% населения, буддистами – около 20%, христианами – порядка 9%, индустами – 6%. Таким образом, основной этнической группой в Малайзии являются малайцы, исповедующие ислам.
Действующая Конституция Малайзии 1963 г. закрепляет политический приоритет бумипутра в обмен на гражданские и экономические права небумипутра (китайцев и выходцев из Южной Азии). Таким образом, современная конституция продолжает базироваться на достигнутом компромиссе между китайским и индийским населением с одной стороны и малайцами. Однако в то же время в конституцию включены положения, декларирующие равенство всех национальностей и запрещающие дискриминацию по этнической принадлежности. Данный дисбаланс уже давно превратился в главный фактор межнациональной напряженности. Острой проблемой межнационального общения в жизни современной Малайзии остается сохраняющаяся разница в уровнях жизни между различными этно-конфессиональными группами, доминирование немалайцев во всех наиболее прибыльных отраслях экономики. Экономическая политика властей, направленная на решение проблем бумипутра путем расширения их возможностей и привилегий и не учитывающая в должной мере интересы остальных этнических групп, вызывает у последних все больше возрастающее недовольство.
Государственное управление
Малайзия является конституционной монархией. Малайзия представляет собой федерацию, состоящую из 13 территорий. Девять из них являются султанатами, которые возглавляют пожизненные правители – исключительно малайцы. Остальные четыре штата управляются губернаторами, назначаемыми на четырехлетний срок федеральными властями. Пост монарха Малайской Федерации не наследственный, а выборный сроком на пять лет. Избирать монарха могут только правители 9 султанатов. Монарх выполняет представительские функции главы государства. Соответственно, такая система назначения на должности исключает всякую возможность занять посты главы государства или главы султаната лицом немалайского происхождения.
Официально в Малайзии установлена многопартийная система и зарегистрировано более 40 политических партий. Однако доминирующей является Объединенная малайская национальная организация (ОМНО). Высокий уровень этнической гетерогенности в Малайзии оказывает большое влияние на политический процесс. Для внутриполитического процесса в Малайзии характеры устойчивые размежевания по этническому признаку. Партии Малайзии этнически ориентированы на определенные этнические группы. Применение мажоритарной избирательной системы регулярно приводит к формированию парламентского большинства ОМНО. Получая на выборах большинство голосов, она вступает в коалицию с другими партиями. Этот альянс партий получил название «Национальный фронт». Формат широкой мультиэтнической правящей коалиции в первую очередь выгоден этническим меньшинствам, поскольку обеспечивает им постоянное участие в принятии политических решений и экономические выгоды. Ведущей оппозиционной политической силой является Панмалайзийская исламская партия.
В 2018 г. коалиция Национальный фронт впервые за 60 лет потерпела поражение. Победу одержал оппозиционный «Альянс надежды» во главе с вышеупомянутым Махатхиром Мохамадом. Мохамад вернулся в политику и неожиданно возглавил оппозицию.
Личность Махатхира Мохамада
Махатхир Мохамад родился 10 июля 1925 г. По этнической принадлежности Махатхир Мохамад считает себя стопроцентным малайцем. После окончания медицинского факультета Университета Малайя в Сингапуре он работал в различных медицинских учреждениях, занимался частной практикой. В возрасте 21 года Махатхир Мохамад вступил в ОМНО. В 1964 г. впервые был избран в парламент. В 1969 г. был исключен из партии «за нарушение партийной дисциплины» после публикации открытого письма в адрес премьер-министра страны Тунку Абдул Рахмана с обвинениями в недостаточном внимании к нуждам малайцам. В 1972 г. Махатхир Мохамад вновь присоединился к ОМНО и вошел в Высший совет партии. В 1975 г. был избран заместителем председателя ОМНО, а в 1981 г. — председателем.
В 1973 г. курировал вопросы пищевой промышленности в Министерстве торговли и промышленности, в 1974-1977 гг. возглавлял Министерство просвещения. В 1976-1981 гг. был заместителем премьер-министра, одновременно занимал пост министра торговли и промышленности.
Сменив в 1981 г. на посту премьера ушедшего в отставку по состоянию здоровья Хуссейна Онна, Махатхир Мохамад возглавлял правительство 22 года — до конца ноября 2003 г. Кроме того, до 1986 г. он занимал пост министра обороны, в 1986-1999 гг. — министра внутренних дел, в 1987 г. — министра юстиции, в 1998-1999 и 2001-2003 гг. был министром финансов. За эти годы Махатхир Мохамад осуществил кардинальную модернизацию государства, соединив рыночные механизмы и государственное регулирование и взяв курс на высокие технологии и привлечение иностранных инвестиций. С целью увеличения роли в экономике коренных жителей — малайцев — Махатхир проводил «политику позитивной этнической дискриминации». Он поддерживал умеренную исламизацию страны, которая способствовала сохранению малайской национальной идентичности и не допускала роста исламского экстремизма. Одновременно он укреплял централизацию власти в стране, что вызвало конфликт с султанами отдельных штатов. В 2003 г., в возрасте 72 лет, Махатхир Мохамад уступил посты премьера и председателя ОМНО Абдуллу Бадави.
Однако он продолжал оказывать влияние на политическую расстановку сил в стране. Когда Абдулла Бадави свернул ряд начатых им крупных проектов, Махатхир стал предпринимать усилия, чтобы тот ушел с поста премьер-министра. С этой целью в 2008 г. он объявил о выходе из ОМНО. Лишившийся его поддержки Бадави в 2009 г. был вынужден уступить пост председателя партии и главы правительства Наджибу Разаку, после чего Махатхир вернулся в партию. В 2015 г. Махатхир начал призывать уже к отставке Разака, резко критикуя его за коррупционные скандалы, и вновь вышел из ОМНО.
В 2016 г. Махатхир Мохамад основал и возглавил Объединенную партию сынов земли Малайзии, отстаивающую националистические идеи. Вступив в союз с Партией народной справедливости Анвара Ибрагима, в январе 2018 г. он стал кандидатом коалиции оппозиционных партий «Альянс надежды».
10 мая 2018 г. 92-летний Махатхир Мохамад вновь возглавил правительство. Придя к власти на фоне недовольства коррумпированностью правительства Наджиба Разака, Махатхир Мохамад обещал реформировать общественные институты и обеспечить более честное распределение благосостояния. В экономической области премьером были предприняты меры для снижения госдолга и стимулирования экономики. Кроме того, с приходом к власти Махатхира Мохамада были пересмотрены заключенные его предшественником крупные инфраструктурные контракты с другими странами. Так, Малайзия отказалась от реализации совместного с Сингапуром проекта по прокладке высокоскоростной железной дороги и заблокировала ряд инфраструктурных проектов с Китаем.
Итоги
Махатрир Мохаммад обладает огромным политическим авторитетом среди избирателей за счет того, что он добился больших экономических успехов в период своего первого нахождения у власти. Он, уйдя в отставку, ловко оперирует своим положением в обществе, существенно влияя на расстановку сил в государстве. Он неоднократно занимал посты главы различных министерств.
Хорошо бы добавить что-то о двух важнейших «увлечениях» Махатхира: продвижении идеи глобальной мусульманской солидарности (он в отдельные моменты своей биографии был не прочь выступить в роли защитника всех мусульман не только в ЮВА, но и на Ближнем Востоке и в других регионах), а также инициировании разного рода интеграционных проектов под лозунгом «Азия — для азиатов».