Хун Сен: некоронованный король Камбоджи

«Я никогда не сомневался, что на выборах победят монархисты. Равно как и в том, что при любых итогах выборов власть сохранит Хун Сен»

Гаффар Пеанг-Мет

Правление премьер-министра Королевства Камбоджа Хун Сена является вторым по продолжительности в современной Азии, а также одним из самых длинных в мире — наряду с правителями африканских стран он уверенно занимает место в 7-ке тех, «кому за 30». Он занял пост министра иностранных дел в 1979 году, и с тех пор в Камбожде менялись режимы и даже названия государства, а Хун Сен неизменно оставался на верхушке политической элиты. Но справедливости ради надо отметить, что непосредственно должность премьер-министра он занимает с 1998 года (у власти всего 22 года). И да, в Камбодже выборы проходят каждые 5 лет.

Личность премьер-министра Камбоджи явно незаурядная, попробуем разобраться, каким был его путь к власти, и что влияло на формирование его политического стиля.

Путь наверх

Родился в крестьянской семье (или семье землевладельцев). Начальное образование получил в родной деревне, высшее образование в области политологии в Пномпене. В 1991 году, уже занимая должность Председателя Совета Министров, закончил Национальную академию политических наук в Ханое, имеет докторскую степень в области политологии.

Однако осмелюсь предположить, что основную роль в формировании лидера сыграло не образование, а драматические события в истории Камбоджи, к которым сам Хун Сен тоже имел отношение.

Вообще нельзя говорить о камбоджийских политиках в отрыве от событий гражданской войны и режима Красных кхмеров. Очень многие действующие политики современной Камбоджи были связаны с режимом Пол Пота. Не исключение и Хун Сен.

В 1970-1975 гг. воевал на стороне красных кхмеров под руководством Пол Пота против проамериканского режима Лон Нола, свергшего короля Нородома Сианука. По утверждению самого Хун Сена, причиной послужили его монархические, а не коммунистические убеждения.  Был пять раз ранен, в одном из боев потерял левый глаз (очевидно, потом ему сделали искусственный, это заметно на фотографиях, если присмотреться). Закончил воевать, будучи командиром батальона, отвечавшим за безопасность восточного, пограничного с Вьетнамом, района.

В 1977 году, через два года после прихода красных кхмеров к власти, отмежевался от них, выступая против применяемых ими методов насилия и геноцида. Бежал во Вьетнам, где возглавил небольшой партизанский отряд, в июне 1977 г. присоединился к борьбе против полпотовского режима.

Однако принадлежность Хун Сена к Красным кхмерам ему припоминают и сейчас (особенно оппозиция), тем более, существует версия, что в 1975 году, будучи командиром полка, он участвовал в подавлении восстания [геноциде] чамов в Восточной зоне (из доклада HumanRightsWatch от 2015 года). Но есть и прямо противоположная версия.

В 1979 году вьетнамские войска вошли в Камбоджу, была провозглашена Народная Республика Кампучия во главе с Хенг Самрина. Хун Сен, как один из его основных сподвижников, был назначен министром иностранных дел (в возрасте всего 27 лет!). Перед ним стояла задача обеспечить международное признание НРК. Однако официальные связи с НРК установили только страны социалистического лагеря, весь остальной мир признавал Коалиционное правительство Демократической Кампучии во главе с Красными кхмерами Пол Пота и принцем Сиануком.

В 1985 году Хун Сен получил новое назначение – премьер-министр НРК (ему было 33 года, самый молодой министр в истории страны). Находясь на этом посту, принимал активное участие в процессе камбоджийского урегулирования, в том числе в переговорах, которые привели к подписанию Парижских мирных соглашений в 1991 году. 

Под влиянием Хун Сена в 1991 году Народно-революционная партия Кампучии несколько изменила свой вектор, отказалась от марксистко-ленинской идеологии и переименовалась в Народную партию Камбоджи (НПК). Хун Сен был назначен заместителем председателя ЦК НПК.

Дальше его карьера развивалась не менее стремительно.

В 1993 году после вступления в силу в сентябре новой конституции Королевства Камбоджа стал вторым премьер-министром.

В 1997 году в результате фактически государственного переворота (опирался на преданных лично ему силовиков) отстранил от власти своего партнера по правящей коалиции, сосредоточив всю власть в своих руках. Король примирился с этим фактом.

На выборах 1998 года его партия НПК одержала победу, Хун Сен стал премьер-министром. На всех последующих выборах 2003, 2008, и 2013 годов ему удавалось так или иначе оставаться у власти.

Борьба за власть

После выборов 2013 года были масштабные антиправительственные протесты и требования избирательной реформы. Оппозиция – Партия национального спасения Камбоджи (ПНСК) добилась определенного успеха на выборах, но обвинила НПК в мошенничестве, начался политический кризис, в 2017 году оппозиционная партия ПНСК была запрещена, лидеру Саму Рейнси было запрещено возвращаться в Камбоджу.

На последних выборах в 2018 году партия Хун Сена НПК получила 76,8% голосов. Консервативно-монархическая партия ФУНСИНПЕК, еще хоть как-то известная избирателям, набрала 5%, про остальных участников выборов рядовые камбоджийцы просто не знают. Эти партии создают антураж демократии для легитимации побед НПК.

Но активисты теперь уже запрещенной ПНСК продолжали свою деятельность, в частности, лидер Сам Рейнси в 2019 году заявил о своем намерении вернуться в Камбоджу (из Европы), что, видимо, доставило беспокойство действующему премьер-министру. Был проведен ряд политических репрессий. На это (нарушения прав человека) отреагировал Европейский Союз, в 2020 году отозвав торговые преференции Камбоджи, что непременно ударит по экономике, а возымеет ли действие на руководителя Камбоджи – большой вопрос.

Политический режим Хун Сена

Важно отметить, что политика Хун Сена не имеет выраженных идеологических черт. Политический стиль авторитарен, Хун Сена неформально считают королем или хозяином страны. Сам Хун Сен вовсе этого не отрицает.

Камбоджу называют одной из самых быстроразвивающихся экономик ЮВА, но при этом страна очень сильно зависит от экспорта текстиля.

Заслугой Хун Сена считают возвращение стабильности после десятилетий кровопролитной гражданской войны.

При этом отмечается, что режим Хун Сена во многом опирается на силовые структуры, личную преданность ряда руководителей премьер-министру. В стране очень высокий уровень коррупции. Также существует некая традиция нарочитой демонстрации богатства камбоджийской элиты.

Важно отметить, что жена и дети (с семьями) премьер-министра тоже занимают должности и принимают участие в управлении страной (или укреплении личной власти).

Во внешней политике в определенной степени проявляется политическая и экономическая зависимость от Вьетнама и Китая.

Вместо заключения

Хун Сен как политик и лидер формировался в очень сложный для Камбоджи исторический период, когда страну раздирали внутренние противоречия, вмешивались внешние игроки, власть переходила от одних к другим, и у всех в руках было оружие. Под эти обстоятельства нужно было подстраиваться, и делать это очень быстро, нередко меняя стороны. На верхушке власти Хун Сен оказался довольно рано (не будем забывать, серьезный государственный пост уже в 27 лет), и с тех пор боролся и укреплял свою власть. И судя по всему, еще не готов с ней расстаться.

Закладка Постоянная ссылка.

4 комментария: Хун Сен: некоронованный король Камбоджи

  1. Фото аватараИван Цветков пишет:

    Да, интересная биография. При чтении раздела про политический режим Камбоджи возникает щемящее чувство чего-то до боли знакомого и родного)
    А если попытаться сравнить лидеров оппозиции России и Камбоджи, например, Рейнси и Навального — что между ними общего, и в чем разница, если она есть?

    • Daria Martynova пишет:

      Честно говоря, затрудняюсь ответить на этот вопрос. Я не изучала биографию Сам Рейнси, знаю о нем только в рамках его политического противостояния с Хун Сеном. После бегства из Камбоджи он находился в Европе, активно рассказывая всем, кто хочет слушать, о том, что в Камбодже творит его политический соперник. Стоит думать, что хотя бы часть его увещеваний были услышаны, поскольку ЕС принял достаточно жесткие меры в отношении Камбоджи (Хун Сена). Однако это не упростило ему возвращение на родину. Там наоборот еще больше закрутили гайки.
      Про нашу оппозицию ничего сказать не могу, не копалась в биографиях.

  2. Елизавета Вайнберг пишет:

    Дарья, скажите, пожалуйста, а известно что-нибудь о реакции Хун Сена на осуждение со стороны Запада? Пытается ли он как-то оправдываться или, может, требует, чтобы сторонние державы не лезли со своим пониманием прав человека, или просто игнорирует все эти нападки?

    • Daria Martynova пишет:

      Какого-то особого выступления именно Хун Сена сразу после сворачивания программы помощи я не нашла, но были официальные заявления от Министерства иностранных дел, в котором они заявили, что решение Европейской комиссии было политически ангажировано, а также было много недопониманий с европейской стороны.
      Чуть позже уже сам Хун Сен призвал нацию верить (доверять) своему правительству и сплотиться перед лицом трудностей, вызванных коронавирусом и потерей преференций от ЕС.
      Многие другие представители правительства также высказывались в ключе необходимости с достоинством принять новые испытания, тем более что камбождийская нация переживала и более трудные времена, когда не было еще никаких преференций от ЕС, зато был режим Красных кхмеров (как тут не вспомнить про печенегов и половцев).
      Еще интересно, что буквально через три дня после отмены программы помощи ЕС премьер-министр издал циркуляр с требованием чиновникам всех уровней более тесно сотрудничать с Комитетом по правам человека в Камбодже. (Однако представитель Комитета этот широкий жест не оценил, отметив, что механизмы, представленные в циркуляре, незначительны, поскольку сами органы власти продолжают нарушать права человека).
      Вывод:
      — сам премьер-министр не оправдывался и никого не обвинял, но по заявлениям других официальных представителей понятно, что это Запад все не так понял, да еще и пошел на поводу у недоброжелателей Камбоджи. А с помощью циркуляра премьер-министр перевел стрелки на чиновников, это они права человека нарушают, глаз да глаз за ними нужен.
      — для камбоджийцев настают тяжелые времена, но но надо сплотиться и верить в правительство, кстати, оно уже подготовило некую программу из четырех этапов для преодоления кризиса.