Джоко Видодо или по общепринятому прозвищу Джокови, привлек международное внимание своим популистским стилем ведения предвыборной кампании и своей антикоррупционной платформой. Он стал первым индонезийским президентом, который не имеет военного образования или не принадлежит к одной из видных политических семей страны. Его успех на выборах был воспринят многими аналитиками как начало новой, более демократической эры индонезийской политики.
Долгий путь к вершине
Джокови родился и вырос в Суракарте, городе в центре о. Ява. Его отец был плотником, который вел свою торговлю на городских улицах. Большую часть детства Джокови и его семья жили в незаконно построенных лачугах недалеко от часто подвергавшейся наводнению р. Соло. Позже, когда он вошел в большую политику, его привлекательность для избирателей отчасти была связана с его скромным происхождением.
После учебы в университете Гаджа Мада в Джокьякарте, который он окончил (1985) со степенью инженера лесного хозяйства, в течение нескольких лет работал на государственной целлюлозной фабрике на севере Суматры, а позже основал собственную мебельную фабрику в Суракарте. К 2002 году он стал очень успешным экспортером мебели, с выставочными залами на нескольких континентах, а также председателем местного отделения влиятельной в стране Ассоциации производителей мебели.
Индонезийские СМИ выяснили, что именно тогда прозвище Джокови дал будущему президенту француз, который был его клиентом, когда Джоко Видодо был бизнесменом и продавал мебель. Иностранец по имени Бернар контактировал в Индонезии с несколькими людьми по имени Джоко и предложил Видодо добавить к имени частицу «ви» из фамилии, чтобы выделиться в их ряду. Став президентом, Джоко Видодо сам выразил желание, чтобы его называли по прозвищу. Он заявил, что звать его по имени Джоко было бы неудобно, а «господин Видодо или президент Видодо» звучит для него странно, поэтому он попросил называть его «Президент Джокови или просто Джокови»
В 2005 году Джокови, будучи членом Демократической партии борьбы Индонезии (Partai Demokrasi Indonesia-Perjuangan; PDI-P), победил на выборах мэра Суракарты. Он направил свою деятельность на снижение преступности и привлечении иностранных туристов в город. Его привычка совершать спонтанные визиты в бедные кварталы и отказ получать жалованье за свою общественную службу способствовали репутации скромного и честного человека. В 2010 году Джокови был переизбран мэром с более чем 90 % голосов. Позже он был признан третьим лучшим мэром в мире по версии Международного фонда мэров городов.
В 2012 году Джокови и Басуки Чахая Пурнама были выдвинуты от Демократической партии борьбы Индонезии на посты соответственно губернатора и вице-губернатора Джакарты. Джокови одержал победу над действующим губернатором Фаузи Бово во втором туре выборов. Будучи губернатором Джакарты, он запустил программы, направленные на улучшение доступа жителей к здравоохранению и образованию.
Во время своего губернаторского срока в Джакарте в 2012 году в СМИ Джокови начали сравнивать с президентом США Бараком Обамой, отчасти потому, что есть физическое сходство, но также и потому, что Джокови в значительной степени соответствовал образу Обамы как харизматичного, нетрадиционного политика, выходца из народа.
Вечные соперники
В 2014 году Демократической партия борьбы Индонезии выбрала Джокови своим кандидатом на президентских выборах, которые состоялись 9 июля. На этих выборах против Джоко Видодо и Юсуфа Каллы свои кандидатуры в президенты Индонезии выставили Прабово Субианто с кандидатом на пост вице-президента Хаттой Раджасой.
Прабово Субианто — индонезийский военный и политический деятель, бизнесмен. Генерал-лейтенант в отставке. Командующий войск специального назначения в 1995-98 годах и стратегического резерва сухопутных войск в 1998 году, сын индонезийского государственного деятеля и экономиста Сумитро Джойохадикусумо, а также зять президента Сухарто.
После предварительного подсчета результатов голосования, у индонезийцев была сюрреалистическая возможность наблюдать две альтернативные политические реалии, достаточно было лишь переключить канал. Сторонники кандидата в президенты Джоко Видодо, могли бы переключить свои телевизоры на канал MetroTV, который транслировал прямую трансляцию губернатора Джакарты, объявившего о своей победе. А на другом канале, TVOne, его противник, Прабово Субианто, также провозгласил себя победителем, поблагодарив общественность за то, что она дала ему мандат на лидерство, а затем трижды ударил кулаком в воздух, крича «merdeka» (индонез., свобода).
Дело в том, что оба кандидата основывали свои победы на различных источниках результатов голосования. Согласно Центру стратегических и международных исследований и компании «Cyrus Network», проведённый ими опрос показал, что из 8 тысяч проголосовавших на двух тысячах избирательных участков по всей стране, за Видодо — 45,1%, Субианто — 42,2%. По данным опроса «Saiful Mujani Research and Consulting» (SMRC) с учётом 97,75% поданных голосов, за Видодо — 52,88%, Субианто — 47,22%. В газете «Kompas» писалось соответственно о 53,41% против 46,59%, а государственное радио Индонезии сообщало о 52,48% и 47,52% (по 81,6% поданных голосов).
После второго тура, победа с более чем 53% голосов была одержана Джокови. Хотя Субианто утверждал, что имела место массовая фальсификация результатов голосования, и официально оспаривал результаты выборов, Конституционный суд страны единогласно отклонил его иск в августе, расчистив путь для вступления в должность Джокови 20 октября.
Позже, смирившись с поражением, генерал Субианто все-таки поздравил нового президента. Однако не забыл добавить, что не постесняется критиковать его политику, если посчитает, что она не идет на пользу народу.
Одним из своих главных приоритетов и необходимым шагом для привлечения в страну большего количества прямых иностранных инвестиций, новый президент назвал борьбу с коррупцией. Он также выдвинул план из девяти пунктов для Индонезии, в котором особое внимание уделялось оказанию помощи бедным путем улучшения государственных услуг, осуществления земельных реформ и развития более доступного жилья.
Джокови обещал достичь амбициозных экономических целей, включая семипроцентный рост валового внутреннего продукта (ВВП). Но за президентский срок так и не смог выполнить свое обещание, поскольку индонезийская экономика колебалась вокруг пятипроцентного роста. Экономисты утверждают, что первоначальное обещание Джокови, возможно, было слишком амбициозным, и замедление могло быть вызвано факторами, находящимися вне его контроля.
В других аспектах Джокови сумел превзойти все ожидания. За годы своего президентства он создал более 10 миллионов новых рабочих мест, превысив свое обещание о создании двух миллионов ежегодно.
Еще одним направлением его деятельности является модернизация инфраструктуры страны для улучшения связи между 17 000 островами, входящими в состав Индонезии. В крупные инфраструктурные проекты было вложено более 300 миллиардов долларов. Однако Джокови часто подвергается критике из-за чрезмерных расходов. Люди обеспокоены растущим государственным долгом.
При вступлении в должность одной из своих задач президент объявил «защиту суверенитета Индонезии», в т. ч. от терроризма и наркоторговцев. Так, им было инициировано принятие нового закона о борьбе с терроризмом (принят в мае 2018 г.), допускающего длительное задержание подозреваемых в терроризме и разрешающее использовать прослушивание. Были расширены права правоохранительных органов, включая право ликвидировать наркодилеров. За торговлю наркотиками применяется смертная казнь. За эти меры Джоко Видодо также подвергается критике правозащитных организаций.
Round 2 … Fight
Президентские выборы 2019 года выглядели как матч-реванш после выборов 2014. Соперником действующего президента вновь стал Прабово Субианто. Во время президентской компании, он выразил недовольство текущим положением дел.
«Я испытываю отвращение к этой злой элите в Джакарте! Отвращение! Всегда врут, врут, врут. Врут людям!»
заявил он
Лагерь Прабово также критиковал инфраструктурные планы Джокови:
«Люди не могут есть эту инфраструктуру, верно? Они едят рис, основные продукты питания и другие продукты, которые становятся дорогими, в то время как покупательная способность падает»,
сказал Фадли Зон, советник кампании Прабово, местным журналистам.
Однако история имеет свойство повторяться, победу на выборах в апреле 2019 г. вновь одержал Джокови. Он набрал 55,5% голосов избирателей, его соперник заручился поддержкой 44,5% избирателей. Бывший генерал Субианто так и не смог смириться с положением дел. Он объявил, что не признает официальные данные о результатах выборов и обратился в Конституционный суд, который, впрочем, отклонил жалобу проигравшего кандидата. В видеообращении от 21 мая, он призвал граждан провести мирную демонстрацию. На этот раз, со вступлением в должность Джокови он так и не поздравил.
Сейчас Джоко Видодо продолжает свою политику, направленную на экономический рост, ликвидацию безработицы, борьбу с коррупцией и рост уровня жизни населения. Он также предложил перенести столицу на остров Калимантан (Борнео) в центре страны из-за устаревшей инфраструктуры Джакарты.
Давайте объединимся как нация, потому что глобальная конкуренция становится все более жесткой, и мы должны оставаться едиными, чтобы развивать нашу страну.
Джоко Видодо
Сейчас много пишут о том, что индонезийцы уже после выборов 2019 г. начали стремительно «разочаровываться в Джокови». Не знаете, что это они вдруг?
В основном, люди недовольны растущим внешним долгом и невыполнением обещаний по поводу экономического роста. К тому же, протесты против результатов президентских выборов были подавлены довольно жестоко, что вызвало волну недовольства.
Некоторые также недовольны экологической ситуацией. Например, в прошлом году, на президента Джоко Видодо, а также на министерство окружающей среды и лесного хозяйства, министерство здравоохранения и губернатора Джакарты даже подали в суд из-за ухудшения загрязнения воздуха в столице и «пренебрежения правом людей дышать здоровым воздухом».