Сущность конфликта
Территориальный конфликт в Южно-Китайском море (ЮКМ) так или иначе затрагивает интересы семи стран — Китая, Вьетнама, Филиппин, Малайзии, Индонезии, Брунея и Тайваня. Основным предметом спора выступают два архипелага — Парасельский и Спратли. Общая площадь оспариваемых территорий с учетом рифов и отмелей не превышает 20 кв. км.
Основным инициатором данного конфликта выступает Китай. В 2012 году КНР выдвинула так называемую «девятипутнктирную линию», объявив суверенитет над около 80% акватории ЮКМ.
Как видно из рисунка, претензии КНР грубо нарушают права других участников спора на исключительную экономическую зону в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года. На сегодняшний день Китаю фактически принадлежит Парасельский архипелаг, а также часть островов Спратли. Непригодные для какой-либо деятельность рифы КНР искусственно превратила в острова с военной инфраструктурой.
Значимость спорных территорий
На первый взгляд может показаться, что территориальный спор в ЮКМ можно поставить в один ряд со многими другими конфликтами в Тихоокеанском в регионе, которые можно характеризовать как споры «из-за куска скалы». Действительно, существенная часть оспариваемой территории представлена необитаемыми рифами. Но несмотря на это, территориальный конфликт в ЮКМ имеет большое геостратегическое значение. Через акваторию ЮКМ проходят одни из основных мировых транспортных морских путей. Потенциальное признание суверенитета КНР над территорией, обозначенной «девятипунктирной линией», даст ей новые рычаги давления на соседей по региону и своих конкурентов. Кроме того, в акватории ЮКМ имеются достаточно крупные запасы нефти и природного газа. Всё вышеперечисленное ожидаемо привлекает внимание не только непосредственных участников конфликта, но и других внерегиональных игроков, к которым, в том числе, относится и Россия.
Место России в территориальном споре в ЮКМ
На сегодняшний день из всех участников территориального спора наиболее прочные отношения Российская Федерация поддерживает с Китаем и Вьетнамом. С обеими странами Россию связывает энергетическое и военно-техническое сотрудничество. Помимо этого, Россия поставляет вооружение в Малайзию и Индонезию, но объем этого сотрудничества не столь значителен.
Одним из важных направлений внешней политики России в Юго-Восточной Азии (ЮВА) является выстраивание энергетического сотрудничества. На текущий момент среди всех стран ЮВА наиболее надежным партнером в этой сфере выступает Вьетнам. Добыча энергоресурсов для этой страны напрямую связана с территориальным конфликтом, поскольку большая ее часть ведётся в водах, которые Китай объявил своими. Развитие сотрудничества между двумя крупными нефтегазовыми компаниями — российского Газпрома и вьетнамской PetroVietnam уже вызывало недовольство Пекина. Тем не менее, взаимодействие между ними было продолжено. В конце декабря 2019 года было объявлено о готовности к подписанию нового соглашения между двумя компаниями, расширяющего возможности Газпрома по разведке и добыче энергоресурсов во Вьетнаме.
Важно отметить, что отношения между Россией и Вьетнамом не ограничиваются только лишь энергетическим сотрудничеством. Между двумя странами развивается взаимодействие в военно-технической сфере (по состоянию на конец 2019 года Россия остается основным поставщиком вооружения и военной техники для Вьетнама). Кроме того, Россия сохраняет возможность для ремонта подводных лодок в Камрани и имеет упрощенный порядок захода в этот порт военных кораблей.
Говоря о российско-китайских отношениях в контексте решения территориального спора в ЮКМ, следует отметить, что Россия придерживается стратегии невмешательства в конфликт и его решения на основе международного права. Вместе с этим, Россия на официальном уровне поддержала КНР в непризнании решения Гаагского суда об отсутствии оснований на территориальные претензии в 2016 году. Однако в последнее время РФ пытается проводить многовекторную политику в Юго-Восточной Азии, постепенно уходя от молчаливой поддержки действий КНР.
Что касается развития сотрудничества с другими участниками территориального конфликта, то взаимодействие с ними осуществляется в военно-технической сфере. Однако в последнее время наметилась тенденция к переходу Малайзии и Индонезии на закупку вооружения от европейских и американских поставщиков. Хотя у России имеется желание выстраивать отношения с различными странами ЮВА, ее возможности в этом ограничены.
Итоги
Таким образом, несмотря на наличие стратегического партнерства с КНР Россия не заинтересована в развитии территориального конфликта по китайскому сценарию. Для «возвращения» в регион интересам России соответствует решения спора в соответствии с международным морским правом. Но поскольку открытая поддержка такого сценария вызовет неизбежное ухудшение отношений с КНР, России приходится лавировать между развитием сотрудничества с вовлеченными в конфликт странами и поддержанием стратегического партнерства с КНР. Поэтому, на текущий момент наиболее выгодным для России будет сохранение в ЮКМ статус-кво.
«В последнее время РФ пытается проводить многовекторную политику в Юго-Восточной Азии, постепенно уходя от молчаливой поддержки действий КНР» — а в чем это выражается, кроме поставок вооружений и участия в разработке месторождений углеводородов?
Во-первых, Россия увеличивает объем инвестиций в Индонезию. С января по сентябрь 2019 года он увеличился почти в 10 раз — с 1,7 до 17,2 млн долларов США. Кроме того, в 2019 году России на 10% вырос товарооборот с Малайзией. Россия пытается наладить сотрудничество в сфере обороны с Филиппинами. Основой для него служит соглашение 2016 года. Общей точкой соприкосновения для обеих стран в данном случае является борьба с терроризмом. Тем не менее, эффективность всех раннее перечисленных действий России остается крайне низкой. По большому счету, на текущий момент наша страна не может предложить странам ЮВА какие-либо значимые направления сотрудничества, кроме ВТС и нефтегазовой отрасли.
Как должен разрешиться спор, если следовать международному морскому праву?
В случае разрешения спора в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года суверенитет КНР должен распространяться не более чем на 12 морских миль от исходной линии (линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально признанных прибрежным государством морских картах крупного масштаба). Исключительная экономическая зона КНР (зона, в которой можно добывать ресурсы и осуществлять иную экономическую деятельность) будет распространяться на 200 морских миль от исходной линии. Точно такие же условия применяются и к другим участникам спора. В таком случае, ни один из оспариваемых архипелагов не попадает под суверенитет КНР.