Российско-японское экологическое сотрудничество

Один в поле не воин

Экологическая проблема уже давно стала одной из глобальных проблем человечества. В настоящий момент ни одно государство не имеет достаточное количество финансов и ресурсов, чтобы предотвратить деградацию экологии в одиночку.

В связи с этим широко практикуется сотрудничество стран в области защиты окружающей среды, инициируются двухсторонние и многосторонние проекты и соглашения, призванные сократить количество выбросов углекислого газа, внедрить «зеленые технологии», отказаться от «грязного» производства и т.д.

Российско-японское экологическое сотрудничество также вносит вклад в обеспечение экологической безопасности и охраны окружающей среды, однако насколько оно продуктивно?

Разница во взглядах

В первую очередь стоит отметить, что страны по-разному относятся к проблемам окружающей среды.

Для Японии решение экологических проблем, в том числе региональных связано в основном с развитием новых технологий (Япония входит в тройку лидеров по количеству запатентованных открытий в области охраны окружающей среды), созданием новых рабочих мест в «зелёном» секторе экономики и расширением внутреннего спроса. Поэтому в экологической политике Японии акцент делается не только на рациональном использовании ресурсов, но и на формировании экологического сознания у граждан. Согласно социологическому опросу, 69% населения интересуются экологической ситуацией и готовы внести свой вклад в улучшение состояния окружающей среды.

В Японии имеются стандарты, аналогов которым не найти за ее пределами: стандарт озеленения, стандарт воздействия на экосистемы. Страна использует эколого-технологический подход к обеспечению экологически безопасного развития – так называемое «спасение с помощью науки», которое активно финансируется государством.

Для России решение экологических проблем, связанное с большими затратами, может поставить под вопрос экономический рост, кроме того повышение экономической эффективности и строительство «зелёной» экономики могут привести и к росту социальной напряжённости. Действительно серьезной экологическую проблему считает только 31% опрошенных.

Экология занимает далеко не первое место ни во внутренней, ни во внешней политике. Россия чаще только откликается на инициативы других стран региона, а сама редко выдвигает инициативы стратегического характера. Тем не менее, существует многоплановое сотрудничество со странами ЕС, СНГ, АТР и активное участие в экологической деятельности ООН.

Равностороннее сотрудничество?

Сотрудничество между странами осуществляется по нескольким направлениям:

  • Внедрение «зеленых» технологий и изменение климата
  • Совместное освоение и охрана лесных ресурсов
  • Охрана акватории
  • Утилизация отходов (в основном ядерных)

На двухсторонних встречах часто обсуждается внедрение наилучших доступных технологий и адаптация к изменениям климата, в том числе, реализация Парижского Соглашения, подписанного в ходе Конференции по климату в Париже в декабре 2015 года. С 2007 года ведется сотрудничество по охране лесов Сибири и Дальнего Востока.

Председатель правительства РФ Владимир Путин и премьер-министр Японии Таро Асо во время церемонии подписания совместных документов по итогам российско-японских переговоров. 2009 г.

В 2009 году во время визита Премьер-министра Владимира Путина в Японию между двумя правительствами была подписана Программа сотрудничества по сохранению и устойчивому использованию экосистем в сопредельных районах Японии и России, в том числе в Охотском море. Кроме того, Россия и Япония договорились о сотрудничестве в области рыболовства и сохранения тихоокеанских лососей в 2017 году. На основании подписанного соглашения Япония выразила согласие оказывать безвозмездное техническое содействие в 2017-2018 годах в целях сотрудничества по сохранению лососевых российского происхождения. В конце марта 2017 года в Москве прошла 3-я сессия Смешанной комиссии России и Японии по рыбному хозяйству. На заседаниях этой сессии страны разработали предложения по научным исследованиям для сохранения, воспроизводства и оптимального использования запасов лососей. Указанные предложения были включены в российско-японскую Программу научно-технического сотрудничества в области рыбного хозяйства на 2017 год. Кроме того, результатом 3-ей сессии стало одобрение проекта аналогичной программы на 2018 год.

Тем не менее российско-японское сотрудничество в сфере охраны окружающей среды пока сводится преимущественно к утилизации атомных подводных лодок на Дальнем Востоке России. Япония оказывает России как экономическую, так и научно-техническую помощь для решения этой острой проблемы. Сотрудничество в этой области активизировалось в 1993 г., когда Тихоокеанский флот России сбросил в Японское море около 800 тонн жидких радиоактивных отходов. Это взволновало не только японских, но и многих зарубежных экологов. Так, начиная с 2002 года, Япония выделяет России финансовые средства на утилизацию атомных подводных лодок, в результате чего было утилизировано значительное количество АПЛ. Кроме того, в 2012 году японская сторона предоставила России партию техники, используемой для организации пункта долговременного хранения реакторных отсеков. А в марте 2018 года Россия и Япония обсудили дальнейшие мероприятия по обезвреживанию опасных радиоактивных отходов.

Таким образом, российско-японское экологическое сотрудничество основано на помощи Японии в решении российских экологических проблем, будь то сохранение лесов Дальнего Востока, утилизация российских ядерных отходов и т.д. Сложно назвать такое сотрудничество продуктивным, ведь большинство инициатив не получают практической реализации и остаются «важными» лишь на бумаге. Отношение к окружающей среде, природе, так называемое «экологическое сознание» у населения России и Японии разительно отличается.

Для России, которая слабо встроена в многосторонний механизм экологической дипломатии в СВА, двустороннее сотрудничество Японией в сфере охраны окружающей среды особую имеет значимость. При этом такое сотрудничество должно основываться на принципах устойчивого развития. Однако пока проблемы окружающей среды остаются второстепенными, это развитие будет идти очень медленно.

Закладка Постоянная ссылка.

4 комментария: Российско-японское экологическое сотрудничество

  1. Наталья Рыбьякова пишет:

    На сколько мне известно, в настоящее время остро стоит вопрос о возобновлении активного японского китобойного промысла, что негативно сказывается в том числе и на жизнь северных народов России.

    Есть ли информация как развивается ситуация сейчас? Участвует ли Россия в давление на Японию вместе с другими странами / международными организациями по поводу решения данного вопроса?

    • Матюнина Алёна пишет:

      Да, действительно, Япония покинула Международную китобойную комиссию (МКК) и возобновила коммерческий китобойный промысел в июле прошлого года.
      Напомню, что коммерческая охота на китов была запрещена МКК, глобальным соглашением, подписанным более чем 80 странами, с 1986 г. Тем не менее, целый ряд китобойных стран – таких, как Япония, Россия, Дания, Исландия и Норвегия – постоянно демонстрировали оппозицию к запрету.
      Решение Японии возобновить китобойный промысел в своих водах может никак не повлиять на статус сохранения многих исчезающих видов, так как охота на них по-прежнему запрещена. Японские китобои ведут охоту в основном на антарктических малых полосатиков (Balaenoptera bonaerensis), а этот вид не считается находящимся под угрозой исчезновения. Генсекретарь кабинета министров Ёсихиде Суга пообещал, что даже после выхода из организации Япония продолжит вносить вклад в сохранение морских ресурсов, участвуя в работе комиссии в качестве наблюдателя и проводя китобойный промысел в пределах тех ограничений на вылов, которые рассчитаны организацией.
      Тем не менее, ее выход из МКК действительно является тревожным сигналом и вредит международному сотрудничеству по экологическим вопросам. В самой Японии тоже ведутся споры на этот счет, например, японское отделение Greenpeace распространило заявление о том, что решение японского правительства резко противоречит мнению мирового сообщества. Защитники природы убеждены, что Токио должен срочно принять меры для сохранения морских экосистем, а не возобновлять коммерческий китобойный промысел.
      России трудно оказывать давление на Японию, так как на коренное население Чукотки мораторий по запрету не распространяется. Если бы Россия на официальном уровне заявила о неодобрении действий японцев, это могло бы вызвать ряд встречных вопросов. Здесь проблема кроется скорее не в китобойном промысле, а в том, что японские рыбаки иногда заходят в воды Южно-Курильских островов и вот это, разумеется, вызывает острое недовольство со стороны России.

  2. Фото аватараИван Цветков пишет:

    И в продолжение вопроса о китобойном промысле: можно ли сказать, что развитое экологическое сознание японских рыбаков способствует их бережному отношению к морским ресурсам? А российские рыбаки, с их экологическим пофигизмом, истребляют поголовье морских обитателей по принципу «после нас хоть потоп»?

    • Матюнина Алёна пишет:

      Существуют соглашения по регулированию промысла в открытом море и об установлении системы контроля за надлежащим исполнением правил рыболовства, которые способствуют сохранению и рациональному использованию водных биоресурсов. К тому же между Россией и Японией заключен ряд рыболовных конвенций. Поэтому чрезмерный вылов рыбы и китообразных запрещен в обеих странах.
      Остро стоит проблема браконьерства, которая во многом уже переросла национальные границы, (по доходности она сравнима с торговлей наркотиками). И Россия, и Япония сражаются с этой проблемой как на уровне национального законодательства, так и на международном. У РФ есть соглашение с Японией по борьбе с рыбным браконьерством (2012). В соглашении Россия и Япония заявляют о сотрудничестве в целях сохранения, рационального использования и управления рядом биоресурсов в северо-западной части Тихого океана. Объектами договора являются различные виды краба и продукция из них, в том числе камчатский краб, крабы-стригуны.
      Поэтому с принципом «после нас хоть потоп» борются оба государства. «Экологический пофигизм» это проблема не только российского народа. Такая проблема существует и в Японии, но в сравнительно меньшем масштабе.