Военно-политическая ситуация в АТР в последние годы становится все более напряжённой. Обострение территориальных споров в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях уже привело к развёртыванию локальной гонки вооружений между Китаем с одной стороны и США, Японией, Вьетнамом и Филиппинами с другой. Американо-китайское соперничество, которое влияет на поведение других стран региона. Тайвань может вернуть себе роль ключевого раздражителя в китайско-американских отношениях и самой потенциально опасной горячей точки в западной части Тихого океана. Также произошло обострение ядерной проблемы КНДР фоне этих событий.
Особенностью является то, что Россия не является одной из сторон и не участвует ни в одном из данных конфликтов. Российская политика в регионе развивается практически с чистого листа, не отягощённая проблемами исторической памяти, нечётких границ и запутанной системы взаимных претензий. Территориальные споры с Китаем к настоящему времени разрешены, более значимым остаётся спор с Японией, однако взаимные разногласия отодвинуты двумя странами пока в сторону с целью развития сотрудничества.
Восточно-китайское море
У России нет определённой позиции по вопросу территориальных споров в Восточно-Китайском море между КНР и Японией, КНР и Южной Кореей, Южной Кореей и Японией. Восточно-Китайское море — один из районов проведения совместных российско-китайских учений «Морское взаимодействие». «Морское взаимодействие» — это полноценные военно-морские учения, в ходе которых отрабатываются все основные элементы морского сражения, в том числе — борьба с авиацией, подводными лодками, надводными кораблями, высадка десанта. В прочитанной литературе иногда упоминалось, что возможна координация позиций двух стран по территориальным спорам с Японией, но официально данный вопрос не обсуждался и, что очевидно, вряд ли будет обсуждаться.
Москва придерживается принципа строгого нейтралитета по отношению к тем территориальным и пограничным проблемам, в которых она не участвует.
Южно-китайское море
В ситуации, развивающейся вокруг проблемы в Южно-Китайском море, Москва также придерживается позиции нейтралитета считая, что «все вовлечённые в соответствующие споры государства должны следовать принципам неприменения силы, продолжать поиск приемлемых для всех участников политико-дипломатических решений…» Москва не поддерживает территориальных притязаний ни одной из сторон. В то же время, как отметил министр иностранных дел России Сергей Лавров, «необходимо прекратить любое вмешательство в переговоры непосредственно вовлечённых сторон и попытки интернационализировать эти вопросы»
Москва негативно относится к идее интернационализации споров, то есть их урегулирования на многосторонних площадках с участием внерегиональных акторов или в международном суде, если разбирательство происходит без участия одной из сторон.
Однако позиция РФ не так однозначна. Например, участие «Газпрома» в разработке ряда участков вьетнамского газоносного шельфа, на которые претендует Китай, вызвало его недовольство. Более того, Россия является основным поставщиком современных вооружений и для Китая, и для Вьетнама. Пекин был очень недоволен заключённым ещё в 2009 году контрактом на поставку шести современных дизель-электрических подводных лодок проекта 06361, а также значительного комплекта оружия для них, в том числе крылатых ракет для стрельбы по береговым целям. К вопросу развития иностранных подводных сил в регионе китайские военные относятся особенно чувствительно, учитывая, что на острове Хайнань размещена новая база китайских атомных ракетных подводных лодок. Критика продажи российского оружия Вьетнаму в Китае обсуждалось не только в экспертном сообществе, но и на официальном уровне.
Тайвань
Позиция России по тайваньской проблеме заключается в безусловной поддержке китайского суверенитета над островом и поддержке тезиса «единого и неделимого Китая». И хотя в 1990-е в российской политике существовало значительное «протайваньское лобби» и ЛДПР во главе с В. В. Жириновским даже пыталась поставить на голосование в ГД законопроект об отношениях с Тайванем. Однако любые шаги в этом направлении, способные вызвать недовольство Пекина, жестко пресекались. Россия, как и большинство других крупных стран, поддерживает с Тайванем неофициальные контакты — через квазипосольство, так называемый офис Тайбэйско-Московской комиссии по экономическим и культурным связям.
Любые отношения с островом развиваются только до тех пор, пока они не вызывают существенного недовольства КНР. Россия проявляет интерес к ситуации вокруг Тайваня в основном из-за особой роли тайваньского вопроса для американо-китайских отношений.
КНДР
Данный конфликт, можно сказать, является единственным конфликтом, к которому Москва уделяет пристальное внимание, т.к. он может представлять наибольшую опасность для России. Конфликт может сопровождаться наплывом беженцев в Россию, а в случае применения оружия массового уничтожения — заражением прилегающей российской территории.
В разрешении данного конфликта Москва придерживается позиции мирного урегулирования корейской ядерной проблемы и способствовать созданию стабильной обстановки безопасности в Северо-Восточной Азии. Во время последнего кризиса Москвой было выдвинуто предложение о «двойной заморозке» — приостановка американо-южнокорейских военных учений в обмен на мораторий на северокорейские ядерные испытания. Данное предложение было подержано китайской стороной. Пока не понятно, как дальше будут развиваться события, однако можно рассчитывать на то, что позиция Москвы по данному вопросу останется прежней. Также стоит отметить, что данный конфликт является единственным в разрешении, которого Москва желает принимать непосредственное участие.
Итог
Россия тщательно избегает вовлечения во взрывоопасные конфликты и соперничество между государствами АТР. Россия тщательно избегает вовлечения в территориальные конфликты между другими странами, в частности в споры КНР и Японии из-за островов Сэнкаку (Дяоюйдао) и в споры вокруг островов в Южно-Китайском море. Основная задача — развитие диверсифицированных торгово-экономических связей и, следовательно, продуктивных политических отношений со всеми крупными игроками АТР. В долгосрочной перспективе именно от характера экономических отношений со странами АТР будет зависеть, сможет ли Москва проводить самостоятельную многовекторную политику в АТР.
Россия, конечно, пытается воздерживаться от прямого участия в конфликтах, но это достигается лишь ценой утраты политического влияния в регионе. Не может страна, претендующая на статус великой державы, декларировать полный нейтралитет по ключевым вопросам.
Более того, такая позиция вредит и экономическим связям. Множество контрактов не было заключено из-за боязни, что «китайские коллеги этого не одобрят», а многие экономически неэффективные проекты были инициированы только чтобы исподтишка навредить американцам, а иногда и тем же китайцам.
Американо-китайский конфликт и вовсе в последнее время превращается в важнейший фактор российский внешней политики, так что наше в нем «неучастие» носит лишь сугубо формальный характер. Я разместил в общей папке свою недавнюю статью по данному вопросу, можете ознакомиться: https://yadi.sk/i/3VW5LTdTj-614w
Впрочем, я никоим образом не призываю отбросить всякую осторожность и пуститься во все тяжкие, вмешавшись в азиатские конфликты на стороне Китая или его оппонентов. Напротив, умеренность Кремля на восточноазиатском направлении выглядит гораздо более разумным подходом, по сравнению с Сирией или Ливией. Но в идеале, конечно, сильная и уважаемая в мире Россия могла бы выступить в роли более активного и эффективного арбитра в дипломатическом урегулировании восточноазиатских конфликтов .
Думаю, что пока у России нет рычагов воздействия и возможностей на политику в АТР, чтобы вести более активную политику. Россия пока плохо интегрирована в регион, чтобы вести более активную политику, чтобы высказывать свою точку зрения по поводу таких застарелых конфликтов. Действительно, проблема в том, что РФ опирается на КНР, чтобы не потерять того влияния, которое у нее есть на данный момент и готова жертвовать экономической выгодой, ради политической.
Как реагируют страны-участники конфликта в Восточно-Китайском море на совместные учения России и Китая?
И как отнеслись к предложению о «двойной заморозке» заинтересованные стороны конфликта на Корейском полуострове?
С опаской относятся США и ЮК и постоянно выступают с осуждением, даже не смотря на то, что сами проводят совместные учения. Остальные страны, более менее нейтрально.
«Двойная заморозка» была принята США и КНДР и она действует по сей день. Однако, когда инициатива была только предложена ее восприняли не очень серьезно.