Форум АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое партнерство) – межгосударственный форум, созданный для содействия экономическому росту, сотрудничеству, торговле и инвестициям в Азиатско-Тихоокеанском регионе. На данный момент участниками АТЭС являются 21 страна и территория: Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг, Индонезия, Канада, Китай, Республика Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили и Япония. Участников форума принято называть «экономиками», так как Гонконг и Тайвань не официально являются отдельными государствами.
Руководящими органами форума являются ежегодные неформальные саммиты глав-государств и правительств и приуроченные к ним совместные встречи министров иностранных дел и министров торговли. Проблематикой конкретных направлений взаимодействия в АТЭС занимаются комитеты, подкомитеты, рабочие группы и другие структурные подразделения форума. Привлекательность вступления в АТЭС объясняется отсутствием специального административного аппарата, полномочий принуждения при разрешении конфликтов, безусловное признание государственного суверенитета стран-участников. Но в то же время вышеперечисленные факторы стали причиной низкой практической эффективности АТЭС, закрепляя на Форумом ярлык «клуба болтунов».
Форум АТЭС был создан в 1989 г. по инициативе австралийского премьер-министра Р. Хоука. Создание АТЭС в значительной степени стало ответом стран региона на усиливавшуюся европейскую интеграцию. Основной целью деятельности организации является углубление внутрирегиональных экономических отношений путем устранения препятствий в торгово-инвестиционном и технологическом сотрудничестве. На данный момент АТЭС является одной из ведущих международных организаций, занимающейся вопросами укрепления экономической интеграции, расширения торговли, усиления экономического роста и увеличения занятости в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
В 1995 г. Россия направила заявку на вступление в АТЭС, когда многие участники организации показывали значительные успехи. В 1998 г. на саммите в Куала-Лумпуре Россия была принята в организацию. Однако с точки зрения остальных участников, Россия была весьма периферийным районом, учитывая ее роль в тихоокеанской экономике. Главная проблема заключалась в немногочисленном населении российского Дальнего Востока, и соответственно, недостаточном развитии этого региона. Было понятно, что без развития экономических отношений с соседними странами развитие региона практически неосуществимо. Основными целями участия России в Форуме АТЭС являются: отход от излишней ориентации во внешней политике на Европу и США; наращивание объемов сотрудничества со всеми субрегионами АТЭС, содействие хозяйственному развитию Сибири и Дальнего Востока; укрепление политического и дипломатического присутствия России в регионе АТЭС; развитие связей между деловыми союзами и ассоциациями России и стран АТЭС, их неправительственными организациями.
Несмотря на то, что в 1998 г. по инициативе России был создан «Деловой клуб АТЭС», первые годы своего членства деятельность России в АТЭС была незначительна. В 2000 г. президент России В.В. Путин одобрил «Концепцию участия России в Форуме Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество». Кроме того, в «Концепции внешней политики» указывалось на возрастающее значение Азии во внешней политике России. С тех пор деятельность России в рамках АТЭС постепенно расширяется.
Первым важным мероприятием в России в рамках АТЭС стало прошедшее в 2001 г. в Москве заседание Делового Консультативного Совета. В 2005 г. по инициативе России был учрежден диалог АТЭС по цветным металлам (в 2008 г. преобразован в Специальную группу АТЭС по горнодобывающей промышленности и металлургии). Россия активно выступает в развитии контртеррористического сотрудничества в рамках Форума. В 2007 г. в Сиднее была одобрена инициатива России по контртеррористической защите критически важной энергетической инфраструктуры. В 2006-2008 гг. товарооборот России с экономиками АТЭС значительно увеличился. Расширение торговли связано с освоение рынков Таиланда, Сингапура, Гонконга, Тайваня, которые начинают конкурировать с традиционными российскими партнерами (Китай, США, Япония и Республика Корея).
Одним из основных направлений деятельности России с экономиками АТЭС на тот период было топливно-энергетическое сотрудничество. В 2005 г. в России было проведено заседание экспертной группы по вопросам энергоэффективности и энергосбережения. На 13м саммите АТЭС в Пусане в 2005 г. было предложено считать приоритетным направлением экономического сотрудничества России с участниками АТЭС совместную работу в сфере энергетики. Россия предложила ряд инициатив в данной сфере, включая возможность создания единой энергосистемы Европы и Азии. Другим направлением взаимодействия России с экономиками АТЭС являлось сотрудничество в области развития транспортно-логистических коридоров, проходящих через территорию России. Россия высказывала свою заинтересованность в осуществлении проекта транспортного коридора, соединяющего западное побережье США и северо-восточные провинции Китая с использованием российских морских портов в Приморье и других российских регионах. В 2005 г. в рамках заседания Рабочей группы АТЭС по транспорту был проведен комплекс мероприятий по региональному сотрудничеству в этой сфере, позволивший привлечь внимание партнеров к возможностям России по обеспечению транспортных транзитных коридоров и развитию системы кроссполярных воздушных перевозок. Минтранс России также выступил с инициативами формирования единой информационной сети по всем видам транспорта и создания единого информационного центра безопасности мореплавания в АТР.
Важной сферой деятельности России в рамках АТЭС является научно-техническое сотрудничество. Большим шагом в данном направлении было создание в 2006 г. во Владивостоке Центра научно-технического и инновационно-технологического сотрудничества России с АТЭС. В 2007 г. Россия выступила с рядом проектов по развитию инновационного потенциала России и созданию в АТЭС Центра экологического мониторинга.
Основной пик активности России в АТЭС пришелся на 2012 г., когда Россия председательствовала в Форуме. Приоритеты года и многие инициативы были сформированы благодаря предложениями России. К основным приоритетам года относятся: торгово-инновационная либерализация, региональная экономическая интеграция, продовольственная безопасности, совершенствование транспортно-логистических систем и инновационное развитие. К инициативам, предложенным Россией, относится: снижение тарифных ограничений до уровня 5% и ниже на ряд товаров (измерительные приборы для контроля качества воды и воздуха, специальные системы мониторинга, печи для сжигания мусора и др.), формирование в регионе общего образовательного пространства, . Нашла поддержку инициатива МЧС России по созданию опорных центров управления в кризисных ситуациях (ЦУКС). Годовое российское председательство в АТЭС оказалось рекордным по количеству идей и инициатив. По неформальным оценкам, удачно проведенных инициатив насчитывается до полусотни. Как подчеркнул министр иностранных дел РФ С. Лавров, главная цель председательства России в АТЭС – создание необходимых внешних условий для модернизации и инновационного развития нашей страны, в том числе социально-экономического подъема Сибири и Дальнего Востока.
В 2016-2017 гг. Россия продолжала работу над выдвинутыми в годы ее председательства инициативами, особое внимание уделяя работе по регионально-экономической интеграции. Основное достижение в этом направлении – признание интересов ЕАЭС, как одного из ключевых блоков, опыт которого необходимо учитывать в дальнейшем развитии интеграционных процессов в Тихоокеанском регионе. Несмотря на заключение Россией двусторонних соглашений с экономиками АТЭС, подчеркиваелась необходимость комплексной работы со всеми экономиками. Кроме того, Россией активно продвигались вопросы проведения структурных реформ и обеспечения инновационного роста. В рамках этого направления можно выделить следующие инициативы: развитие инновационных кластеров и технологических рынков будущего; развитие удаленных регионов экономик АТЭС; сотрудничество в области государственных закупок (повышение конкурентоспособности рынка государственных закупок).
В 2018 г. особо остро в АТЭС обсуждались вопросы цифровой повестки. Большинство развитых экономик АТЭС выступают за развитие цифровой экономики за счет либерализации торговли, развития цифрового бизнеса. Россия, Китай и ряд других азиатских государств утверждают, что цифровизация подразумевает серьезные изменения социально-экономических отношений и значительную роль государства в этих процессах. По вопросу обеспечения свободных потоков данных ряд экономик, включая Россию, настаивают на соблюдении информационной безопасности. Блок развитых экономик АТЭС рассматривает их позицию в качестве препятствия развитию торговли и инвестиций. Россия также активно выступает за укрепление международного сотрудничества с профильными международными организациями, такими как МСЭ, СЕФАКТ ООН, ЮНСИТРАЛ. В 2018 г. были одобрены две инициативы по созданию Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли: инициатива «повышение уровня транспарентности в применении мер торговой политики в регионе АТЭС» и «Рабочий план по изучению экологических положений в региональных торговых соглашениях». В области инновационного развития Россия предложила развивать две инициативы, предложенные в 2017 г.: развитие международного взаимодействия между инновационными кластерами и регионами экономик АТЭС; координация политик участников АТЭС в сфере формирования технологических рынков будущего.
В 2019 г. Россия продолжила развивать инициативы и проекты, одобренные по итогам прошлого года. В области цифровой политики работа посвящена формированию Управляющей группы. В сфере создания зоны свободной торговли Россия также продолжила реализацию одобренных ранее инициатив. Кроме того, был одобрен новый проект, предложенный Россией «Семинар по вопросам использования различных инструментов национальной политики в целях повышения эффективности участия экономик в глобальных цепочках добавленной стоимости».
Итоги
Россия в последнее время проявляет достаточно большую активность в рамках АТЭС, выдвигая новые инициативы и продолжая работу над уже предложенными. Россия пытается использовать членство в АТЭС для включения российского Дальнего Востока в механизм экономической интеграции. С одной стороны, она работает над решением важных для всего региона вопросов, с другой же, задействует ресурсы регионального сотрудничества в интересах развития Сибири и Дальнего Востока. Дальний Восток и Сибирь нуждаются в региональной интеграции. Основными сферами, в которых осуществляется сотрудничество России и стран АТЭС, являются: энергетическое, научно-техническое сотрудничество, противодействие международному терроризму, совершенствование транспортно-логистических систем и инновационное развитие.
Как думаете, чем из перечисленного Россия не могла бы успешно заниматься без членства в АТЭС? И есть ли какие-то реализованные Россией в рамках АТЭС проекты, которые действительно позволили улучшить ситуацию на российском Дальнем Востоке, или хотя бы заработать денег каким-то российским компаниям?
Как мне кажется, Россия вряд ли бы смогла заниматься созданием транспортно-логистических коридоров без членства в АТЭС.
Что касается второго вопроса, в последние годы Дальний Восток в принципе стремительно развивается. Это один из самых благоприятных регионов для иностранных инвесторов (на это также влияет членство России в АТЭС). К проведению во Владивостоке саммита АТЭС было построено больше 50 объектов, в том числе мост на Остров Русский через пролив Босфор Восточный, проведена реконструкция коммунальных сетей, капитальная реконструкция аэропорта «Владивосток», построена первая скоростная магистраль в Приморье.
Вот, видите, получается все преимущества, полученные Россией, происходят не от АТЭС как организации, с ее комитетами, бюрократией, структурными связями — а от собственных же инвестиций в регионе, сделанных по случаю владивостокского саммита. Как будто Россия страдала от прокрастинации, не могла начать развивать свой Дальний Восток, и только пинок в виде саммита дал шанс на движение вперед.
Проблема в том, что нового саммита в России ждать теперь долго. А членство в АТЭС нужно ежегодно финансировать. Платить взносы, зарплаты бюрократам и т.п. Казалось бы — ну какая мелочь для великой державы. Но организаций-то за последние десятилетия наплодилось как грибов после дождя. И все «просят кушать». В сумме, только по Восточной Азии ежегодные затраты РФ на содержание «интеграции» исчисляются десятками, а то и сотнями миллионов долларов. Окупается ли все это, или пора проводить оптимизацию международной бюрократии, как вы считаете?
Возможно в этом есть смысл, но включение России в деятельность международных организаций — один из главных внешнеполитических приоритетов России. Международные организации — способ донести мнение России до мирового сообщества, а членство в них повышает ее авторитет