На данный момент Россия, утверждая и подтверждая свой статус важного актора в АТР, является участницей большинства многосторонних механизмов по обеспечению безопасности в Восточной Азии. Основными институтами при этом являются АСЕАН-центричные объединения. Действительно ли участие России в поддержании мира и стабильности в АТР можно считать существенным?
Региональный форум АСЕАН (АРФ)
Открытое регулярное совещание по безопасности — Региональный форум АСЕАН был сформирован в 1994 году, и по замыслу участников АСЕАН должен был стать институтом превентивной дипломатии в Азии, способным предотвращать возникновение конфликтных ситуаций в регионе.
АРФ является самым представительным международным институтом АТР, объединяя 27 участников (страны АСЕАН, Китай, Монголию, Республику Корею, КНДР, Японию, Индию, Пакистан, Восточный Тимор, Бангладеш, Шри-Ланку, Новую Зеландию, Папуа-Новую Гвинею, Австралию, Канаду, США, Россию, Европейский Союз).
АРФ добился немалых успехов в области нетрадиционной безопасности, однако является недостаточно эффективным в решении наиболее острых вопросов в АТР, таких как Северокорейская ядерная программа и территориальные споры в Южно-Китайском море.
Россия принимает участие в региональном форуме АСЕАН с момента создания. Принятие России в АРФ было важным шагом, дававшим России возможность принимать участие в обсуждении важнейших вопросов безопасности и региональной политики и тем самым хотя бы в какой-то степени обозначить и закрепить свое присутствие в АТР (большой прорыв для политики 1990-х гг.).
В рамках АРФ Россия проявляет активность по вопросам невоенных угроз безопасности – морское пиратство, терроризм и транснациональная преступность, действия в чрезвычайных ситуациях.
В 2010 году на 17-й сессии АРФ Россия, Австралия и Малайзия были избраны в качестве лидера группы по противодействию и борьбе с кибертерроризмом.
Новости об участии России в 25-й сессии АРФ в 2018 году можно найти на сайте МИД РФ, в которых сообщается, что «за Россией вместе с Индонезией закреплено сопредседательство в механизме Межсессионных встреч по противодействию терроризму и транснациональной преступности в 2018-2019 гг. Дана позитивная оценка первых итогов работы запущенного в 2017 г. механизма Межсессионных встреч по безопасности использования информационно-коммуникационных технологий. В ходе мероприятий состоялся обмен мнениями по ключевым международным и региональным проблемам, включая ситуацию на Корейском полуострове и в Южно-Китайском море».
Очередной саммит состоялся в 2019 году, от российской стороны в нем принял участие министр иностранных дел С.В. Лавров. В своем выступлении он подчеркнул важность выстраивания «в Азиатско-Тихоокеанском регионе адекватной современным реалиям архитектуры равной и неделимой безопасности». Других заявлений и новостей о 26-й сессии АРФ на сайте МИД РФ в соответствующем разделе нет. (https://www.mid.ru/ru/regional-nyj-forum-asean-po-bezopasnosti-arf-)
Оценивая эффективность организации в целом важно отметить, несмотря на определенные успехи в формировании базового уровня доверия и институциональных форм доверия, с задачами развития превентивной дипломатии (одна из главных причин создания организации), предотвращения и решения конфликтов в регионе АРФ справляется только частично.
Тем не менее, на данный момент АРФ остается самой крупной организацией, которая занимается непосредственно вопросами безопасности в регионе.
Расширенное Совещание министров обороны АСЕАН (СМОА-Плюс)
С 2010 года Совещание министров АСЕАН носит формат АСЕАН+8 ((Австралия, Индия, Китай, Новая Зеландия, Республика Корея, Россия, США, Япония). Совещания министров проходят дважды в год. Также проходят сессии Рабочей группы СМОА-Плюс.
Отличие СМОА-Плюс от АРФ и Восточноазиатского форума заключается в непосредственной работе оборонных ведомств стран-участниц, совместных учениях и конференциях. Также из повесток сессий были убраны наиболее острые вопросы, которые традиционно вызывают разногласия. Это позволило укрепить взаимодействие стран региона в области преодоления невоенных угроз безопасности.
Россию пригласили к участию в 2010 году, когда механизм еще только был учрежден. Хотя Россия тогда еще не присоединилась к Восточноазиатскому форуму, приглашение стало важным свидетельством признания роли России как партнера АСЕАН.
Россия принимает достаточно активное участие в мероприятиях СМОА-Плюс, например, в многосторонних военных учениях по противодействию терроризму и военной медицине. В 2016 году Россия приняла участие в учениях по устранению чрезвычайных ситуаций, совместных военно-морских антитеррористических учениях со странами СМОА-Плюс.
В 2019 году состоялось Шестое Совещание министров обороны АСЕАН, в котором принял участие Заместитель министра обороны РФ (Россия всегда представлена на уровне заместителя министра). В целом российская сторона положительно оценивает развитие сотрудничества в рамках СМОА-Плюс.
Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА)
Международный форум СВМДА имеют очень широкую географию, объединяя 27 участников азиатского континента и Африки (Азербайджан, Афганистан, Бангладеш, Бахрейн, Вьетнам, Египет, Израиль, Индия, Иордания, Ирак, Иран, Казахстан, Камбоджа, Катар, Киргизия, Китай, Монголия, Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан, Палестина, Республика Корея, Россия, Таджикистан, Таиланд, Турция, Узбекистан, Шри-Ланка).
Идея о созыве Совещания была впервые предложена Нурсултаном Назарбаевым в 1992 году. «Вдохновение» пришло из Европы, где уже действовал Совещание по безопасности и сотрудничеству (СБСЕ). Сначала происходило взаимодействие на уровне экспертов, постепенно переходя к механизмам межправительственного взаимодействия. Первый саммит с участием глав государств прошел в 2002 году. Встречи на уровне глав государств проходят каждые 4 года, встречи на уровне министров иностранных дел проходят каждые 4 года (то есть, встречи на разных уровнях каждые 2 года).
Цель СВМДА – укрепление сотрудничества, направленного на обеспечение мира, безопасности и стабильности в Азии.
В 2014 году Китай был назначен председателем Совещания на 4 года, с тех пор наметился переход лидерства в объединении от Казахстана (который был председателем с основания и до 2010 г.) к Китаю.
Президент России регулярно посещает саммиты СВМДА, используя площадку для поддержания взаимодействия с азиатскими партнерами – Китаем, Вьетнамом, Индией (для желающих – последнее выступление В.В. Путина на пленарном заседании саммита в 2019 г. http://kremlin.ru/events/president/news/60756).
Хотя СВМДА, с точки зрения России, не является приоритетным механизмом по обеспечению безопасности, тем не менее, для России это, в первую очередь, возможность контролировать и поддерживать стабильность у своих южных границ, учитывая, что в объединение входят страны пост-советского (евразийского) пространства.
Основные цели участия России в СВМДА: укрепление торгово-экономического сотрудничества со странами Азии, борьба с наркотрафиком и международной преступностью.
Отмечается, что выдвигаемые Китаем предложения о формировании региональной структуры взаимодействия (читай – против США) в целом совпадают с видением России о создании внеблоковой системы политического взаимодействия в Азии. На этой основе возможно активное сотрудничество двух стран.
Шанхайская организация сотрудничества (ШОС)
[Всем хорошо известная, поэтому коротко] Шанхайская организация сотрудничества была создана в 2001 году, став расширенным продолжением «Шанхайской пятерки», существовавшей с 1996 года. В состав ШОС входят Россия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Китай, Индия, Пакистан. Имеет соглашения о партнёрстве с ООН, СНГ, ОДКБ, ЕАЭС и АСЕАН.
Цели ШОС: укрепление и поддержания стабильности и безопасности в регионе, совместное противодействие терроризму, сепаратизму и экстремизму, борьба с незаконным оборотом наркотиков и оружия, другими видами транснациональной преступной деятельности, а также незаконной миграцией и т.д.
Ключевой орган сотрудничества в рамках ШОС – Региональная антитеррористическая структура. Это постоянно действующий орган, координирующий взаимодействие органов безопасности стран-участниц ШОС с целью противодействия терроризму, сепаратизму и экстремизму. Также с 2003 года проводятся военные и антитеррористические учения, главной платформой для которых стали двусторонние российско-китайские учения «Мирная миссия» (по желанию к ней подключаются другие участники ШОС).
Важность ШОС для России очевидна и проистекает из национальных интересов и интересов безопасности в странах-соседях на пост-советском (евразийском) пространстве.
На данный момент из всех перечисленных организаций по безопасности в Азии, в которых Россия принимает участие, ШОС имеет приоритетный характер.
Подводя итоги
Россия является участницей большинства объединений по безопасности в Восточной (и Центральной) Азии, успешно закрепившись в системе регионального сотрудничества АСЕАН. И тем не менее, реальной участие России в этих объединениях оставляет двоякое впечатление.
Очевидно, что для России существует приоритетная организация по безопасности (еще и географически «сдвинутая» ближе к своим границам) – ШОС. Но для поддержания имиджа и своего присутствия в АТР участие в объединениях АСЕАН необходимо.
И Россия участвует. Часто с недостаточно высоким уровнем представителей (там, где у большинства присутствуют министры, от России приезжает заместитель и т.д.), но это объясняется острыми вопросами на повестке – в основном это территориальные споры, к которым Россия не имеет отношения. Зато к ним имеют прямое отношения партнеры России (например, Китай и Вьетнам в Южно-Китайском море), и поддерживать одну из сторон в спорах, естественно, противоречит интересам самой России. Таким образом Россия может сохранять нейтралитет по спорным вопросам и налаживать сотрудничество по более глобальным проблемам нетрадиционных угроз.
С точки зрения АСЕАН и других стран АТР, участие России в региональных объединениях по безопасности также имеет важное значение. Не стоит недооценивать роль и заинтересованность России в решении ряда вопросов (например, проблему Корейского полуострова Россия не оставит без внимания — в шестисторонних переговорах 2003 года Россия принимала активное участие). Ряд стран может использовать «российский фактор». Опыт России в борьбе с терроризмом и международной преступностью также имеет большое значение для решения основных целей объединений – поддержания безопасности.
Таким образом, потенциал взаимодействия России со странами АТР в вопросах безопасности еще далеко не исчерпан.
P.S.
Важно отметить, что Россия также является участницей Восточноазиатского саммита (ВАС) с 2011 года, но он не носит формат организации по обороне, хотя и связан с АРФ и СМОА-Плюс.
Примечательно, что все перечисленные организации, даже ШОС, не были созданы по инициативе России. Москве приходится участвовать в «чужих» форматах, что воспринимается частью нашей элиты как «унижение великой державы». Отсюда и низкий уровень представительства, часто демонстрируемое пренебрежение (что в Восточной Азии тоже всегда очень остро чувствуют и обижаются). Для преодоления дискомфорта, Кремль периодически призывает создать новую, «настоящую», организацию коллективной безопасности для Восточной Азии. Естественно, все от этих предложений только отмахиваются.
До недавнего времени подразумевалось, что военная безопасность в Восточной Азии поддерживается благодаря военному присутствию США и их системе двухсторонних союзов. Но при Трампе доверие к США как к региональному полицейскому серьезно «просело».
Как вы думаете, в этой ситуации у России появляется хоть какой-то шанс реализовать свой план коллективной безопасности для Восточной Азии? И есть ли он в принципе, этот план, или речь идет только о пустых декларациях?
На мой взгляд, даже при снижении доверия к США и их военному присутствию в регионе, в АТР есть другие игроки кроме России, которые займут эту нишу. Тот же Китай, у которого объективно больше причин быть обеспокоенным решением многих вопросов безопасности в регионе (часть из этих проблем он создает сам). Другой вопрос, позволят ли другие страны Китаю занять место лидера. Скорее всего нет. Но это вряд ли станет причиной, по которой в АТР решат создать еще одну организацию по безопасности. Кроме того, создание новой организации не решит одночасье те вопросы, из-за которых Россия ограничивает свое участие в уже существующих организациях, соблюдая политический нейтралитет. Китай и Вьетнам все так же будут спорить из-за островов в Южно-Китайском море, а России будет все так же невыгодно поддерживать одну из сторон. Поэтому создание очередной структуры под чьим-либо предводительством не выглядит рациональным. Мне кажется, в России это тоже понимают.
Что касается заявлений и предложений, это вообще распространенная практика — в ответ на предложения одних стран создать организацию/объединение/инициативу выдвинуть свой проект, потому что негоже великим державам просто следовать за другими. И чаще всего такие заявления просто остаются заявлениями.
Еще хотела бы отметить, Россия также участвует в ОДКБ (которая не упоминалась в эссе, так как там нет участников из АТР) . И эта организация, раз уж на то пошло, может удовлетворить в какой-то степени амбиции некоторых представителей элиты, поскольку в ОДКБ Россия самый крупный участник (там нет Китая), это практически все пост-советское (евразийское) пространство. Эффективность организации — другой вопрос, но этот вопрос можно задать практически любой из перечисленных организаций (их все критикуют).
Конечно, создать новую организацию в целом Азиатско-Тихоокеанском регионе — это проявление «величия державы», но это и практически очень трудно осуществимо. И на мой взгляд, бесполезно. Не лучше ли развивать (и может быть расширять) то, что уже есть, и где нет прямых конкурентов?
Даже несмотря на присоединении Индии и Пакистана к ШОС, можно ли отнести данную организацию регионально к АТР? Ведь пока ее регионально относят к ЦА.
В ШОС присутствует крупный представитель АТР — Китай, так что полностью связь с АТР исключать не стоит. Но это даже не главное. В рамках данного эссе важно было показать на контрасте те организации, в которых Россия присутствует опосредовано, в определенной мере ради поддержания статуса полноправного актора в АТР, и те, где действительно затрагиваются национальные интересы России, где ее участие активно.
Дарья, исходя из вашего материала, Россия так или иначе представлена в достаточно большом количестве региональных структур, занимающихся проблемами безопасности. Это неудивительно, поскольку в регионе существует большое количество угроз традиционного и нетрадиционного характера. В связи с этим, у меня возник вопрос: какие проблемы безопасности в АТР (кроме уже упомянутого Корейского полуострова), на ваш взгляд, наиболее важны для России?
Как я уже отмечала, Россия старается не вмешиваться в те споры, участницей которых не является сама, а поскольку таких споров в АТР много, можно смело вычеркнуть целый ряд проблем.
Исходя из того, что в рамках данных организаций Россия активно занимается вопросами борьбы с международной преступностью, терроризмом и наркотрафиком, я предполагаю, что эти проблемы Россия считает важными. Хотя спектр получается очень широким.
Лично я еще считаю, что вопрос Тайваня так или иначе входит в круг тех проблем, которые имеют значение для России. Во-первых, несмотря на четкую позицию РФ по Тайваню (Китай единый и неделимый), «тайваньский вопрос» все равно нет-нет да всплывет в двусторонних отношениях Китая и России. И пусть это не прямая угроза безопасности, и даже не государственный уровень, китайцев (материковых) всегда обижает, когда несведущие в тонких вопросах политики журналисты или деятели культуры называют Тайвань отдельным государством.
Из более серьезных опасений по Тайваню может быть то, что несмотря, опять же, на свою четкую государственную позицию, США все равно незримо (а иногда зримо) присутствуют в отношениях материкового Китая и Тайваня. И хотя даже во времена Холодной войны СССР не вмешивался в «разборки» в Тайваньском проливе, в отношении этой ситуации Россия скорее всего держит руку на пульсе, поскольку любые подвижки в текущем положении дел будут нести изменение статуса-кво всего региона.