Проблема экологии в странах ЮВА все чаще признаётся имеющей прямое отношение к обеспечению национальной безопасности. Включение экологического компонента в стратегию национальной безопасности отражает осознание опасности экологической деградации для дестабилизации политической и экономической обстановки в странах региона.
Для стран Восточной Азии обращение к теме экологической безопасности связано не только с международными конфликтами, вызванными соперничеством за ограниченные природные ресурсы и их деградацией. Более веской причиной является осложнение перспектив достижения экономического и социального прогресса, которые связаны непосредственно с решением экологических проблем.
При помощи так называемой модели догоняющей индустриализации, ориентированной на западные стереотипы потребления и производства, такие страны как Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины, в 70-е гг. XX в. занимавшие чуть ли не самые низкие ступени в мировом экономическом рейтинге, и, по современной классификации, относящиеся к группе «развивающихся стран», уже к концу 80-х началу 90-х гг. смогли войти в группу новых индустриальных стран. Из развивающихся аграрных стран они превратились в крупнейших экспортеров промышленной продукции. Несмотря на уже достигнутые экономические результаты, по мнению В.Л. Иноземцева, эти страны по-прежнему остаются последователями экстенсивной индустриализации, которая обеспечивается за счет увеличения использования природных ресурсов. В период экономического перехода резкая активизация хозяйственной деятельности сопровождается ростом нагрузки на окружающую среду. Увеличение объемов промышленного и сельскохозяйственного производства и рост уровня потребления ухудшают состояние экосистемы региона, в то время как уровень проведения природоохранных мероприятий остается минимальным.
Последствием осуществления стратегии развития с установкой «развиваться сейчас, а думать о чистоте окружающей среды — позже» стало обострения проблем экологии во всех странах ЮВА, что является причиной преждевременной гибели людей, прекращения деятельности ряда предприятий, снижения экономической и трудовой активности региона. Неблагоприятная экологическая ситуация угрожает притоку зарубежных инвестиций в эти страны, особенно в те области, которые требуют высокого уровня производительности и заботы об окружающей среде. Следствием этого становится снижение конкурентоспособности стран. Таким образом, экологическая деградация обесценивает результаты экономического развития.
В Индонезии, например, экономические потери, связанные с экологической деградацией, включая последствия, вызванные климатическими изменениями, составляют около 5 % ВНП. Этот показатель сопоставим с данными и по другим странам ЮВА.
Учитывая рост спроса на природные ресурсы и их крайне неэффективное использование со стороны растущего населения и расширяющегося производства, что характерно для экстенсивной модели экономического развития, — ситуация в сфере экологии будет только обостряться.
Негативный характер воздействия данной модели на окружающую среду не ограничивается лишь крайне иррациональным отношением к использованию природных ресурсов. Для стадии незавершенной индустриализации, на которой находится большинство стран ЮВА, свойственно применение грязных технологий и развитие ресурсозатратных отраслей производства. Все это повышает экологические риски экономического развития стран региона.
При всем многообразии стран, входящих в состав Восточной Азии и многовариантности их развития можно выделить общую причину обострения их экологических проблем — развитие индустриального общества, которому присущи приоритетные ценностные установки на наращивание темпов экономического роста, обеспечивающегося экстенсивным путем за счет переэксплуатации природных ресурсов и загрязнения окружающей среды.
Обострение экологической ситуации в регионе проявляется в деградации водных и земельных ресурсов, росте объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и водное пространство, обезлесении, в потере биоразнообразия, разрушении экосистем. При этом экологические проблемы стран ЮВА выходят за рамки национальных границ и приобретают глобальный характер, прежде всего вследствие их воздействия на изменение климата, связанного как с ростом показателя выбросов парниковых газов, так и с распространением процесса обезлесения прежде всего, в Индонезии и странах Индокитая.
В странах Юго-Восточной Азии одной из самых актуальных экологических проблем является проблема почв, к которой приводят несовершенные сельскохозяйственные методы, применение вредных дешевых химикатов, несоблюдения правил безопасности.
Самоочищение почвы занимает намного больше времени, чем самоочищение атмосферы и гидросферы, а учитывая постоянный уровень ее загрязнения этот процесс будет проходить еще медленнее. Опасность для человека заключается в том, что зерновые растения, выращенные на загрязненной почве, поглощают большую часть загрязнений. Таким образом, употребление в пищу таких растений приводит к всплеску неизлечимых заболеваний. В настоящее время эрозии почв подвержено около 50 % природных ресурсов во Вьетнаме, 34 % в Таиланде, 25% в Индонезии. 20% территории региона охвачено водной эрозией, что отражается на снижении плодородия почв.
Помимо проблемы нерационального использования почв, существует проблема обезлесивания из-за растущего коммерческого спроса на древесину тропических деревьев. На данный момент около трети лесных территорий Азии подвержены этой проблеме. Почти 75% первоначального лесного покрова Юго-Восточной Азии было уничтожено, когда в год вырубалась площадь лесов, эквивалентная размеру Швейцарии. В настоящее время площадь лесов в регионе в расчете на душу населения (около 0,2 га) вдвое ниже среднемирового показателя.
В стратегии, направленной на «развитие во что бы то ни стало» лесным ресурсам отводится роль основного экспортного товара. Ситуация усугубляется увеличением спроса на землю со стороны растущего по численности населения. По имеющимся прогнозам, при сохранении нынешнего темпа обезлесения через сто лет регион лишится до ¾ своих лесных ресурсов и 42% всего биоразнообразия. Если учесть, что на ЮВА приходится 20% мировых запасов тропического леса и 20% мировых запасов флоры и фауны, а Малайзия, Филиппины и Индонезия входят в число 18-ти стран мира с наибольшим показателем генетического богатства –эти потери особенно велики.
Усиленная эксплуатация почв, высокий уровень урбанизации и постоянно увеличивающееся количество бытовых отходов приводят к нарушению водного баланса. С развитием промышленных предприятий, которые очень долгое время не использовали никаких очистных сооружений и технологий, крупным акваториям был нанесен непоправимый ущерб. Ухудшение качества водных ресурсов угрожает перспективам решения экономических и социальных задач.
13 рек, протекающих по территории Джакарты, представляют большую угрозу для здоровья населения. Большая часть акватории превратилась в свалку бытовых и промышленных отходов. Программа по очистке рек столицы Индонезии пока не дала ощутимых результатов. Согласно оценкам Международного банка реконструкции и развития (МБРР), предупреждение загрязнения водных ресурсов может принести экономическую прибыль в размере 213-315 млн. долл. в результате снижения смертности населения. Основными источниками загрязнения индонезийских водных ресурсов являются промышленные предприятия целлюлозно-бумажной, химической, пищевой и текстильной отраслей. На них приходится около 90% выбросов неочищенных стоков.
11 из 86 рек признаны «мертвыми» на Филиппинах, 34 подвержены загрязнению38. Четверть грунтовых вод страны заражена кишечной палочкой, что увеличивает и без того высокий риск для здоровья населения в следствие потребления некачественной воды. Экономический ущерб от загрязнения водных ресурсов оценивается в 1,3 млрд. долл. Из них большая часть составляет потери для туризма, рыболовства и расходы на лечение больных. Неочищенные стоки в реки Манилы сливают примерно 2 тыс. промышленных предприятий.
Процесс урбанизации населения в Филиппинах и Индонезии тоже порождает ряд проблем. Помимо таких проблем как мусор, водные выбросы, урбанизация породила проблему воздушных выбросов и смога. Отличительной особенностью процесса урбанизации в ЮВА является концентрация городского населения в столицах, ставших мегаполисами.
Развивающиеся страны в финансовом плане не в состоянии осуществлять экологические программы. Между тем, экономическая стоимость экологической деградации оценивается для этих стран в пределах 3–5% ВНП.
Экологическая законодательная база в этих странах либо слабо развита, либо постоянно сталкивается с проблемами в реализации принятых мер и решений. До 1980-х годов все экологическое регулирование сводилось только к соблюдению низких экологических стандартов, допустимые нормы выбросов были явно занижены.
В регионе уже давно говорят о проблемах экологии, но в сознании общества сформировалось устойчивое восприятие экологических потребностей как второстепенных по отношению к экономическим потребностям. В результате необходимости экономического роста, страны ЮВА придавали слишком мало значения защите окружающей среды, считая, что это является прерогативой более богатых стран. Проблема и в том, что в развивающихся странах, в том числе и в странах ЮВА, приоритет экономического развития подкреплялся их исходной экономической отсталостью, бедностью значительной части населения, политической нестабильностью, демографическим ростом и неравным положением в системе международных экономических отношений.
Ситуация в природоохранной сфере не улучшается, несмотря на предпринимаемые меры по решению экологических проблем. Хотя в некоторых городах региона улучшилось качество атмосферы, повысился уровень доступа населения к водообеспечению и санитарным удобствам, процесс деградации окружающей среды неуклонно растет.
На данный момент ухудшение экологической обстановки будет порождать все больше и больше социальных и экономических проблем. Для решения проблем экологии необходимы усиление и модернизация экологического законодательства, а также совершенствование промышленных технологий, обновление оборудования. Немаловажным способом решения экологических проблем является экологическое просвещение населения и продвижение различных социальных и религиозных концепций по защите окружающей среды.
А известно что-нибудь о позиции стран Юго-Восточной Азии в отношении известных западных инициатив, вроде Парижских соглашений и т.п.? Они их поддерживают или нет? Когда Трамп отказался от соблюдения обязательств США по предотвращению климатических изменений, как отреагировали страны АСЕАН?
Страны Юго-Восточной Азии участвуют во многих международных соглашениях по сохранению окружающей среды, включая Парижские соглашения (2015), Рамочную конвенцию ООН об изменении климата (1992), Монреальский протокол (1987), Базельскую конвенцию (1989).
Кроме того, регион ЮВА одним из первых приступил к реализации и формированию экологической политики в рамках АСЕАН. В 1978 г. в Джакарте состоялось первое совещание Экспертной группы АСЕАН по проблеме экологии, результатом которого стало достижение общего согласия стран по развитию регионального сотрудничества в рамках первой экологической программы (АСЕП-I). С этого момента встречи членов экспертной группы стали проходить регулярно раз в год. Главный их итог-принятие совместных планов действий, – субрегиональных экологический программ, которые и заложили основу региональной экологической деятельности с ориентацией на достижение долгосрочных стратегических целей развития стран региона.
Позже статус Экспертной группы был повышен до ранга министерского — возникло новое образование «Высшие должностные лица АСЕАН по проблемам экологии» (ASOEN).
Страны АСЕАН негативно отнеслись к выходу США из Парижских соглашений. В Индонезии подчеркнули, что ни одна страна не может справиться с изменением климата в одиночку, необходимо международное сотрудничество. Малайзия выразила «глубокое сожаление и глубокую озабоченность», по словам министра по делам энергетики, технологий, науки, изменения климата и окружающей среды: «Так как США является вторым по величине в мире источником выбросов парниковых газов и учитывая, что уровень выбросов на душу населения значительно превышает среднемировой, Соединенные Штаты «морально обязаны» продолжать бороться с экологическими проблемами. Однако с учетом стремления и самоотверженности других стран в борьбе с проблемой глобального потепления Парижское соглашение будет по-прежнему иметь успех, несмотря на выход США». Таиланд также подтвердил важность Парижского соглашения.
Правильно ли я понимаю, что в США они все тыкают пальцем, но при этом сами следуют нормам всех этих соглашений лишь на словах?)
И ещё такой вопрос: известно ли что-нибудь о сотрудничестве стран Юго-Восточной Азии с Японией в сфере мусоропереработки? Просто Япония достаточно успешно занимается переработкой мусора и, вроде бы, даже готова делиться своими ноу-хау. Плюс к этому она также достаточно активна в своих программах Официальной помощи развитию, которые распространяются в том числе на страны ЮВА. Вот и интересно, а не пересекаются ли часом эти два момента…
К сожалению, даже с учетом всех договоренностей, уровень выбросов углекислого газа в странах ЮВА действительно не снизился, а в некоторых странах даже вырос. Поэтому в данный момент соглашения действительно не несут большой практической пользы. Возможно, для этого потребуется больше времени.
Япония сотрудничает со странами ЮВА по экологическому вопросу. Например, В 2008 г. при поддержке Японии было создано Совещание министров по охране окружающей среды при Саммите стран Восточной Азии – EAS EMM (East Asia Summit Environment Ministers Meeting). В работе этого Форума принимают участие представители 10 стран АСЕАН, а также представители из Японии, Китая, Республики Корея, Индии, Австралии, Новой Зеландии (Соединённых Штаты и Россия участвуют в работе с 2012 года). В рамках EAS EMM Япония эффективно работает в следующих секциях – «Семинары на высшем уровне по вопросам экологически устойчивого развития городов», «Городская программа АСЕАН», «Партнёрский диалог по вопросам низкого углеродного роста в Восточной Азии». И одним из пунктов этих программ как раз является переработка мусора.
Япония считает возможным реализовать в регионе идею низкоуглеродного экономического роста с целью сохранения природной среды региона. С учетом этого японские специалисты разрабатывают проекты создания системы устойчивого использования, сохранения и управления водными ресурсами р. Меконг. (Один из проектов, система сброса воды в Пномпене, построенная на японский грант, уже введена в строй и прошла первые испытания). Другое важное направление – проекты развития сельского хозяйства в бассейне Меконга, который, по мнению японских специалистов, в будущем может стать производителем продовольствия общемирового значения. С целью сохранения окружающей среды здесь также осуществляются пилотные проекты и проводится подготовка кадров для борьбы с лесными пожарами.