Пекинская Олимпиада 2008 года в контексте международных отношений

Что такое мега-событие?

Масштабные спортивные мероприятия международного уровня принято характеризовать термином «мега-события». Организация и проведение спортивных мега-событий позволяет проследить связь спорта и глобальных политических, экономических и культурных явлений. Мега-события оказывают воздействие на экономическое развитие отдельно взятой территории и отличаются глобальным вниманием аудитории. Исследователи Джон Норайт и Чарльз Пэриш среди особенностей мега-событий выделяют национальный фактор: «такие соревнования организуются в соответствии с определенными ритуалами, репрезентирующими национальные государства, и служат эффективным инструментом национального строительства, поскольку способствуют консолидации национальной идентичности и осознанию чувства национальной принадлежности участников и зрителей».

На протяжении более чем одного столетия Олимпийские игры являются самым популярным спортивным событием. Согласно Олимпийской хартии Олимпиада была основана для преодоления культурных разногласий и содействия миру. Международный олимпийский комитет (МОК) должен противостоять любым политическим или коммерческим злоупотреблениям в отношении спорта.
Тем не менее, история Олимпийского движения знает не мало случаев политизации праздника спорта: Олимпиада при Гитлере в Берлине 1936 года, террористический акт на мюнхенской Олимпиаде 1972 года, бойкоты на Олимпийских Играх в Москве (1980 г.) и Лос-Анджелесе (1984 г.) и др. Сегодня же страны в условиях глобализации используют это крупнейшее спортивное мероприятие в качестве инструмента как для внутренней, так и для внешней политики, в том числе, как площадку для реализации мягкой силы путём спортивной дипломатии.

Олимпийские игры в АТР

Расширение географии Олимпийского движения в «неевропейские страны» стало происходить после Второй мировой войны. В истории только три страны из АТР принимали Олимпийские игры — Япония (Токио – 1964 г., Саппоро – 1972 г., Нагано – 1998 г.); Южная Корея (Сеул – 1988 г., Пхёнчхан – 2018г.); и Китай (Пекин – 2008 г.). Проведение Олимпийских игр рассматривается большинством азиатских стран как средство национального восстановления и международного признания.

Страны, которые могут позволить себе принять такое дорогостоящее мероприятие, стремятся продемонстрировать свой экономический успех, а также завоевать одобрение на международном уровне посредством благоприятного освещение события в СМИ во всем мире. Так премьер-министра Китая Вэнь Цзябао планировал, что Игры создадут имидж «демократической, открытой, цивилизованной, дружелюбной и гармоничной» страны. А по словам мэра Пекина Лю Ци, Олимпиада «укрепит национальное единство и покажет миру достижения модернизации Китая».

Кейс Пекинской Олимпиады 2008 года

Китайское правительство отнеслось серьёзно к организации мега-события и продумыванию концепции праздника до мелочей. Например, первоначальный талисман Игр был изменен с дракона на панду, поскольку первый мог выражать агрессию в глазах иностранцев. На проведение Игр было потрачено около 44 млрд долл. Олимпиада запомнилась своей блестящей организацией. В Пекинских Играх приняли участие 204 национальные сборные команды – это было больше, чем когда-либо прежде. Спортсмены национальной сборной Китая также отличились достойными результатами в соревнованиях – рекорд по количеству завоёванных золотых медалей на летних Олимпийских играх держится за ними до сих пор.
Церемония открытия стала главным событием Игр, она была направлена на представление китайского прошлого и настоящего успеха миру. Основными темами церемонии открытия стали «гармония», «мир», «единство» и «власть и инновации». Единство рассматривалось не только как национальное, но и международное. Китайцы не могли не представить свои основные изобретения, данные миру — «изготовление бумаги, печать с подвижным шрифтом, компас и порох». Развивающийся глобус послал сообщение, что Китай больше не закрыт для внешнего мира. Световое шоу было отличным примером технологического развития Китая. Даже время церемонии открытия в 8:08 вечера, 8 августа 2008 года, находилось в идеальном симбиозе с китайской нумерологией, где число 8 символизирует процветание, богатство и счастье. Шоу получило много положительных отзывов в том числе и западных СМИ и было настолько зрелищным, что, вероятно, запомнится надолго.

Некоторые известные политики, которые поддерживали движение за независимый Тибет, не присутствовали на церемонии, например, премьер-министр Великобритании Гордон Браун, канцлер Германии Ангела Меркель, премьер-министр Польши Дональд Туск и президент Чехии Вацлав Клаус. В тоже время, американский президент Джордж Буш и президент Франции Николя Саркози, несмотря на угрозы бойкота перед Олимпийскими играми, присутствовали на церемонии. Исторически это была первая церемония открытия за пределами США, на которой присутствовал американский президент.


Таким образом, говоря об организационном аспекте, мы можем утверждать, что Китай достиг своих целей с оглушительным успехом. Во вступительном послании к итоговому отчету МОК «О Пекинских играх 2008 года» от 2010 года президент МОК Жак Рогге назвал игры «исключительными» и «с оперативной и с организационной точки зрения». Он утверждал, что «Игры не только оставляют большое наследие Пекину и Китаю, но они также знаменуют собой историческую веху для Олимпийских игр».

Эстафета Олимпийского огня и протестные движения

Эстафета Олимпийского огня по пяти континентам началась за 137 дней до открытия Олимпийских игр, была самой длинной за всю историю Олимпийских эстафет и включала в себя уникальное в своём роде событие — восхождение олимпийского огня на Эверест. Но знаменательной эта эстафета стала ещё и потому, что сопровождалась огромным количеством протестов сторонниками независимости Тибета, массовыми беспорядками и попытками потушить огонь в Лондоне, Париже и Сан-Франциско. Кроме того, протесты были  посвящены критике политики Китая в области прав человека и окружающей среды. Примечательно, что после этой Олимпиады МОК запретил международные эстафеты Олимпийского огня и в 2012 году в Лондоне её уже не проводили.

Предполагалось, что олимпийский факел пройдет и через Тайвань, но тайваньские представители отказались, потому что это могло создать впечатление, что Китай включил Тайвань в свои территории.

Многие неправительственные организации, использовали Олимпийские игры в Пекине для освещения политических вопросов. Двумя наиболее влиятельными НПО в области прав человека, проводящих работы, были «Международная Амнистия» («Amnesty International») и «Хьюман Райтс Вотч» («Human Rights Watch»). Международная организация «Репортеры без границ» (RSF) одна из первых предложила бойкотировать игры по причинам нарушения прав человека, позже ней присоединилась «Международная Амнистия» и ряд других организаций. Резко высказывался по этому поводу и президент Франции, Николя Саркози и ряд других политических деятелей, а также глава французского олимпийского комитета. В ответ китайцы начали бойкотировать французские товары и перестали делать покупки во французских супермаркетах «Carrefour», которые, как считается, давали деньги тибетскому движению. В результате большинство филиалов магазина пришлось закрыть.
Не только политики, но и знаменитости выражали также своё протестное мнение относительно политики КНР. Например, известный американский режиссер Стивен Спилберг должен был быть художественным консультантом на Играх 2008 года, но отказался из-за своего несогласия с политикой Китая в конфликте в Дарфуре.

Итоги Пекинской Олимпиады 2008 года

Пекинскую Олимпиаду 2008 года можно охарактеризовать как достаточно противоречивую. С одной стороны, однозначно, Олимпиада была хорошо спланированным политико-дипломатическим проектом, который Китай успешно использовал для достижения поставленных целей. А именно, укрепление национального единства, посредством гордости за свои первые Олимпийские игры, успешное выступление национальной команды, усиление легитимности власти. Развитие инфраструктуры и преобразование города вместе с развитием туризма: Игры принесли в Пекин новые объекты, терминал аэропорта, линии метро и зеленые насаждения.
Китаю удалось продемонстрировать свое развитие и значение на международной арене. Была организована широкая кампания, направленная на формирование имиджа «Открытого Китая». С другой стороны, вопрос имиджа неоднократно серьёзно подрывался из-за жёсткой политики государства, которую многие страны находят неприемлемой, негуманной и противоречивой по отношению к движению олимпизма.
В ближайшем будущем Китай готовится принимать Зимнюю Олимпиаду 2022 года. У него есть все шансы использовать, полученный опыт для демонстрации высокого уровня развития, социального прогресса и экономического процветания, чтобы еще раз закрепить свои позиции на международной арене, и, учитывая предыдущий опыт, сделать работу над ошибками.

Закладка Постоянная ссылка.

2 комментария: Пекинская Олимпиада 2008 года в контексте международных отношений

  1. Фото аватараИван Цветков пишет:

    Как Вы думаете, почему Китай сумел занести Олимпиаду в актив своей «мягкой силы», а Россия из-за сочинской Олимпиады получила только ворох проблем? И в чем, в принципе, может измеряться успех Олимпиады как национального политического проекта?

    • Наталья Рыбьякова пишет:

      На мой взгляд, построение благоприятного имиджа России на международной арене было значительно подорвано из-за конфликта в Украине, который как раз разгорался в период сочинской Олимпиады. Западная пресса даже стала использовать термин «возрождающейся холодной войны». Кроме этого, аналогично, как и перед ОИ в Пекине международными организациями стали активно подниматься вопросы о нарушении прав меньшинств и правозащитной проблематике в России в целом.
      Тем не менее, Олимпиада в Сочи стала мощным инструментом для поднятия патриотических и националистических настроений в обществе, укрепления режима. Для правящей элиты крупные спортивные мега-события являются очень удобным инструментом для отвлечения внимания граждан от внутренних проблем. Достижения спортсменов массово тиражировались во всех федеральных СМИ особенно в традиционно успешных видах спорта для России/СССР, с акцентом на лидирующее место страны в неофициальном общем медальном зачёте, как нации-победителя.
      Измерить эффект от такого проекта, как мне кажется, можно путём анализа изменения уровня лояльности к власти у граждан, который можно выявить, например, при помощи грамотно с методологической точки зрения сконструированных социологических опросов граждан до и после мега-события.