Миграционная политика Австралии

Австралийский союз – одно из самых молодых государств мира. Оно, подобно США, было создано мигрантами, то есть современная государственность Австралии – прямой результат миграционного процесса.

Политика «Белой Австралии»

С середины XIX века в Австралии начинает формироваться политика «Белой Австралии». В этот период миграция из Европы постепенно сокращаться, однако начинается массовая миграция из Китая, что вызывает общественное недовольство и массовые протесты. Однако отношение к азиатской иммиграции в австралийском обществе не было единым. Даже в масштабе одной колонии оно претерпевало значительные изменения по мере ее экономического развития. Некоторые группы австралийской буржуазии стремились использовать возможность эксплуатации малоквалифицированного, низкооплачиваемого труда азиатских иммигрантов.

Первым к политике ограничения китайской иммиграции перешло правительство Виктории, испугавшись утечки золота в Китай в результате наплыва китайцев в колонию в период «золотой лихорадки». В 1855 г. принимается закон об ограничении въезда в страну китайских мигрантов. Вскоре к Виктории присоединились Южная Австралия и Новый Южный Уэльс, а к середине 1880-х годах во всей Австралии были приняты законодательные ограничения в отношении иммиграции китайцев. Основой иммиграционного законодательства Австралийского Союза стал Федеральный иммиграционный ограничительный акт 1901 г. Данный документ определял основные принципы работы миграционной службы Австралии, устанавливал правила въезда в страну. Кроме того, вводил экзамен на знание европейского языка для иммигрантов. Целью данного экзамена была фильтрация азиатских мигрантов. После обретения Австралией статуса британского доминиона движение за «белую Австралию» стало государственной политикой. Сторонники движения доказывали, что въезд на континент уроженцев Азии, Океании и Африки нанесет ущерб морали и экономическому благополучию австралийских рабочих. Можно сказать, что политика «Белой Австралии» — попытка защитить зарождающую австралийскую идентичность от «азиатской угрозы». Политика «белой Австралии» дала свои плоды: иммиграция в Австралию замедлилась.

Причины ухода от политики «Белой Австралии». Первые шаги в сторону смягчения иммиграционной политики были предприняты после окончания Второй мировой войны. В военное время в Австралию прибыло около 15 000 незаконных мигрантов, большое количество из них принадлежало к «цветным». Многие по завершению войны добровольно покинули страну, но некоторые хотели остаться. Первый министр по иммиграции Артур Калвелл предпринял попытку депортировать оставшихся мигрантов, но это вызвало общественные протесты. В 1949 году преемник Калвелла Гарольд Холтразрешил оставшимся в стране «цветным» мигрантам подать заявление на вид на жительство, а уже в 1957 году неевропейцам было разрешено становиться гражданами Австралии после 15 лет проживания в стране. Закат политики «Белой Австралии» ознаменовал Миграционный Акт 1966 года, который положил конец ограничениям на въезд в страну по расовому признаку.

Политика мультикультурализма.

В 1972 году к власти в Австралии пришло правительство лейбористской партии, министром по делам иммиграции стал Ал Грассби. Своей целью он видел изменение враждебной природы отношений между англо-саксонским населением Австралии и новыми австралийцами. Он подчеркивал неоценимый вклад иммигрантов в развитие австралийского общества. Именно с именем Грассби связывают введение в политический оборот термина мультикультурализма в 1973 г. В 1979 г. по инициативе коалиционного правительства страны был создан Австралийский институт по вопросам культурного многообразия. В 1987 г. образовано Управление по проблемам мультикультурализма.

Центральным объектом иммиграционной политики Австралии стали постоянная иммиграция или переселение, среди которых выделяются: иммиграция квалифицированных специалистов; иммиграция по линии воссоединения семей; гуманитарная иммиграция и прием беженцев. Численность прибывающих по каналам иммиграции квалифицированных специалистов и воссоединения семей утверждается правительством в рамках миграционной программы. Первоначально мультикультурализм, построенный на принципе «единство в многообразии», действительно способствовал улучшению социального климата, налаживанию межэтнического взаимодействия в австралийском обществе и консенсусу в данном вопросе двух основных политических сил – Австралийской лейбористской партии и коалиции Либеральной и Национальной партии. Все это сделало Австралийский союз крайне привлекательным для иммигрантов, но уже к концу 1980-х гг. начали проявляться негативные стороны избранного курса.

Первая и наиболее болезненная проблема, с которой сталкивается современная мультикультурная Австралия – это нарастающее отчуждение англо-кельтского большинства и мусульманского меньшинства. Присоединение Австралии к борьбе с международным терроризмом вызвало недовольство австралийских мусульман: они расценили это как агрессию против своей веры. Более того, в протест были организованы несколько террористических актов на территории Австралийского союза, которые благодаря деятельности антитеррористического комитета не были осуществлены. Естественно, официальная позиция лидеров мусульманских общин всегда была выдержана в примирительном духе. Однако политкорректные заверения часто слабо связаны с некоторыми реалиями межэтнического взаимодействия. В 2005 г. в Сиднее прошли массовые беспорядки, поводом для которых послужило нападение восьми выходцев из арабских стран на четверых белых австралийцев. В конце 2007 г. в пригороде Сиднея возникли трения по поводу проекта строительства исламской школы. Протестовавшие против строительства новой школы исходили из обыденного опыта – бытового поведения мусульман, проживающих в данном районе и их недоброжелательном отношении к европейским соседям.

Второй комплекс проблем политики мультикультурализма в Австралии связан с издержками, создаваемыми потоком нелегальных беженцев из Азии. Массовый характер такие миграции приобрели с конца XX века, когда для индонезийских контрабандистов перевоз нелегалов в Австралийский союз превратился в прибыльный бизнес. Для решения данной проблемы правое правительство Джона Говарда предложило новую стратегию борьбы с нелегалами, которая получила название «Тихоокеанское решение». Австралийский ВМФ стал отлавливать лодки с мигрантами, но отвозили их не в Австралию, а в процессинговые центры (специальные лагеря для нелегалов), расположенные в Науру и Папуа-Новой Гвинеи. Таким образом, в любом случае мигранты лишались возможности поселиться в Австралии. За несколько лет количество лодочных беженцев снизилось до незначительных цифр. Но тогда проблемы начались на другом направлении. Разнообразные международные правозащитные и религиозные организации во главе с ООН стали клеймить правительство Австралии за то, что оно обращается с мигрантами хуже, чем со скотом. Люди годами сидят в океане на крохотных островах, ожидая решения своей судьбы. Особенное возмущение вызывало то, что на острова высылают даже детей, приплывших в Австралию без сопровождения родителей. Австралийские власти возражали, что стоит один раз сделать исключение для одинокого ребенка, как к их берегам тут же причалят сотни лодок, набитых одинокими детьми, для которых родители пожелали лучшей жизни.

Во время избирательной кампании 2007 г. проблема иммиграции в очередной раз стала главной темой политической жизни Австралии. Было признано, что «Тихоокеанское решение» – позор Австралии, и на острова надо ссылать только общественно опасных нелегалов, а остальные могут ждать решения властей в гуманных условиях на континенте. Кроме того, на содержание процессинговых лагерей расходуются значительные средства австралийского бюджета. Лейбористы победили и в 2008 г. отменили обязательную высылку. Количество нелегальных мигрантов тут же увечилось. В ответ на это премьер-министр Австралии Джулия Гиллард предложила отправлять нелегалов в обязательном порядке в Малайзию. Выбор страны объясняется тем, что многие отправляются в Австралию через Малайзию, а не через Науру. Чтобы добиться благосклонности ООН и правозащитников, правительство Австралии пообещало взамен забрать к себе из Малайзии 4000 человек, уже получивших официальный статус беженца, выделить дополнительное финансирование соответствующим структурам ООН, а также включить в соглашение дополнительные гарантии соблюдения прав нелегалов. Однако верховный суд Австралии признал незаконным принятую премьер-министром страны Джулией Гиллард политику в отношении беженцев. Суд посчитал, что принятый правительством план не отвечает необходимым критериям по соблюдению прав беженцев. В частности, предложенные правительством меры лишают беженцев права на необходимую защиту и права искать убежище.

Джулия Гиллард

В 2013 г. к власти в Австралии пришла либерально-национальная коалиция  Тони Эббота, которая приняла новую стратегию по борьбе с нелегальными иммигрантами, получившую название «Суверенные границы».  Австралийская военная разведка создала агентуру на индонезийских островах, сообщающую об отправке контрабандистами лодок с мигрантами. Корабли ВМС Австралии патрулируют воды у острова Рождества и при обнаружении лодок с мигрантами берут их принудительно на буксир и отправляют обратно в Индонезию. Чтобы избежать новых обвинений в нарушении права мигрантов незаконно пересекать госграницы, было объявлено, что целью плана как раз и является предотвращение гибели мигрантов во время их плавания к австралийскому острову. На 15 языках были сняты видеоролики, объясняющие бессмысленность опасного путешествия в Австралию.

Тони Эббот

Выводы

Переход к политике мультикультурализма в Австралии имеет серьезные негативные последствия. Нарастают межэтнические противоречия европейского и мусульманского населения. Попытки борьбы с нелегальной миграцией, хотя и оказываются достаточно эффективными, вызывают осуждение международного сообщества. Проблема защиты страны от незаконных мигрантов остро стоит в повестке дня.

Закладка Постоянная ссылка.

2 комментария: Миграционная политика Австралии

  1. Фото аватараИван Цветков пишет:

    А что сейчас в Австралии с миграцией из Китая? Она рассматривается как проблема? И еще вопрос: какова позиция стран АСЕАН — они на стороне австралийского правительства, или нелегальных мигрантов?

    • Viktoria Lopatkina пишет:

      На данный момент китайская община в Австралии одна из крупнейших по численности. Больше половины всех мигрантов, прибывающих в страну, составляют китайцы. Но они не являются нелегальными мигрантами, а едут в Австралию законно как квалифицированные специалисты по миграционным программам. Законодательно закреплён принцип, по которому каждый мигрант может развивать свою культуру на территории Австралии, и китайцы не являются исключением. Если говорить о настроениях в обществе, нет единого мнения. Кто-то твёрдо уверен, что азиаты смогут навредить белой австралийской идентичности, кто-то так не считает. Но сейчас, на волне короновируса, в стране развивается синофобия.
      Касаемо второго вопроса, у Австралии заключены двусторонние договоры по миграционной политике с рядом стран АСЕН (Малайзия, Индонезия), и эти страны участвуют в осуществлении ее миграционной политики. Поэтому, смею предположить, что страны АСЕАН в целом воздерживались от критики.