
На сегодняшний день одной из глобальных угроз международной безопасности выступает транснациональная преступность, которая включает в себя несколько аспектов: торговля людьми, незаконный оборот наркотиков, киберпреступность и морское пиратство. В Юго-Восточной Азии (далее — ЮВА) распространение получили все аспекты транснациональной преступности, но особого внимания заслуживает проблема пиратства.
Несмотря на то, что общее количество нападений морских разбойников в мире снижается, доля пиратских атак, имевших место в ЮВА, по данным Международного Морского Бюро (ММБ) за 2019 год, остается значительной и составляет около 30%. В качестве основных объектов атаки пираты выбирают нефтяные танкеры, сухогрузы и баржи. Доходы пиратов от перепродажи нефти и других товаров оказываются достаточными для закупки необходимого вооружения и личного обогащения. Помимо этого, пираты также активно занимаются захватом заложников с последующим требованием выкупа.

Возможно, проблема современных морских разбойников в ЮВА не имела бы столь высокого значения для региона, если бы в последнее время не появилась тенденция к большей организованности пиратских нападений. Все чаще происходят захваты крупных танкеров для их дальнейшего использования в целях транспортировки нелегальных мигрантов или совершения террористических актов. О последнем свидетельствует всё более тесная связь морских разбойников с Аль-Каидой, филиппинской террористической организацией Абу-Сайяф, индонезийской сепаратистской группировкой «Движение за свободный Ачех». Ответственность за некоторые пиратские нападения взяли на себя боевики ИГИЛ (запрещенная в России террористическая организация). В результате, пиратство в ЮВА стало, с одной стороны, источником финансирования транснационального терроризма, а с другой — его проявлением.
Причины распространения морского пиратства в ЮВА
Одной из причин распространения морского пиратства в ЮВА является наличие пересечений крупных морских торговых путей. Через Малаккский и Сингапурский проливы ежедневно проходит большое количество коммерческих судов, каждое из которых является потенциальной жертвой пиратства. Кроме того, наличие большого количества небольших островов и удобных бухт создает благоприятные условия для организации нападений на торговые суда.

Другой причиной развития морского пиратства в ЮВА является низкий уровень жизни населения стран региона. Жители прибрежных районов Индонезии, Малайзии, Филиппин с давних времен сочетали занятие рыболовством и морской разбой. Высокая безработица в прибрежных деревнях и частые природные катаклизмы вынуждают местное население к поиску быстрого и эффективного источника дохода, каким, в итоге, оказывается морское пиратство. В ситуации, когда людям нечего терять, страх уголовного преследования становится крайне слабым сдерживающим фактором для распространения любой незаконной деятельности.
Наконец, третьей причиной развития пиратства в ЮВА является наличие большого количества террористических и сепаратистских группировок, которые рассматривают морской грабеж как прибыльный бизнес и надежный источник финансирования. Именно эти группировки придают пиратству в ЮВА организованный характер и, соответственно, переводят данную проблему из разряда «локальных» в категорию вопросов регионального и глобального масштаба.
Борьба с морским пиратством в ЮВА
Противодействие распространению морского разбоя в ЮВА в основном осуществляется через налаживание межгосударственного взаимодействия между странами региона. Результатами данного взаимодействия является организация совместного патрулирования наиболее уязвимых участков морских коммуникаций, а также создание структуры MSP (Malacca Strait Patrols), благодаря которой была упрощена координация действий между Малайзией, Индонезией, Сингапуром и Таиландом во время проведения операций по борьбе с морским пиратством. Кроме того, страны ЮВА регулярно проводят военные учения, направленные на повышение безопасности судоходства в регионе, в которых участвуют, в том числе, Австралия и Новая Зеландия.
Проблему морского пиратства не могла обойти вниманием и крупнейшая региональная организация АСЕАН. Помимо проведения экспертных встреч и налаживания обмена информацией, организация стала площадкой для ведения диалога по проблеме пиратства между региональными и внерегиональными игроками, такими как Индия, Китай, Новая Зеландия, Республика Корея, Россия, США и Япония. В результате, участники диалога неоднократно проводили совместные учения по проведению антитеррористических и антипиратских операций. Последние подобные учения прошли в сентябре 2019 года. В них приняли участие страны АСЕАН и США.

Важно отметить, что несмотря на развитие многостороннего сотрудничества по борьбе с морским пиратством в ЮВА, страны региона настороженно относятся к присоединению внерегиональных игроков к решению проблемы. Это во многом связано с тем фактом, что большинство стран региона относительно недавно обрели суверенитет и чувствительно относятся к любым его ограничениям.
Итоги
Таким образом, морское пиратство в Юго-Восточной Азии является серьезной угрозой не только региональной, но и глобальной безопасности, поскольку она затрагивает стратегически важный для мировой торговли регион. Наличие тесной связи между террористическими группировками и морскими разбойниками подчеркивает значимость данной проблемы. Усилия международного сообщества по борьбе с пиратством в ЮВА принесли определенные успехи — на текущий момент наметилась тенденция к сокращению числа пиратских нападений. Однако об окончательном решении проблемы морского пиратства в ЮВА ещё рано, поскольку основные причины развития этого вида транснациональной преступности так и не были устранены.
Хорошо бы в этот текст парочку конкретных кейсов, с красочными подробностями…
В феврале 2017 года пираты группировки Абу-Сайяф атаковали у южного побережья Филиппин вьетнамское судно Giang Hai. В результате нападения был убит один член экипажа, 7 моряков попали в плен и были освобождены за выкуп. Сумма выкупа не сообщается.
В сентябре того же года в акватории Южно-Китайского моря пираты напали на тайский танкер MGT-1. Откачав 900 тонн топлива, преступники скрылись. В результате операции по поиску и поимке преступников были арестованы 10 из 13 предполагаемых бандитов. Украденную нефть найти не удалось. Очевидно, что она была перепродана на черном рынке.
В июле 2019 года южнокорейское судно CK Bluebell было атаковано пиратами в Сингапурском проливе. Было похищено 10 тысяч долларов наличными, отобраны личные вещи моряков. Никто серьёзно не пострадал.
Какие суда чаще подвергаются нападениям коммерческие или государственные? Каким образом происходит подтверждение у коммерческих судов факта нападения пиратов? Возмещаются ли владельцам коммерческих судов их потери после грабежа в рамках каких-либо государственных программ или программ международных организаций?
Как правило, пираты атакуют суда, принадлежащие частным судоходным компаниям. Подтверждение факта нападения происходит через показания членов экипажа (в случае грабежа), либо же подтверждается по умолчанию в случае получения требования о выкупе за заложников. Помимо этого, существует целый ряд международных организаций, которые занимаются мониторингом морского пиратства и оповещением о случаях нападения. Что касается возмещения потерь, то мне неизвестны какие-либо фонды, занимающиеся выплатой компенсаций за нападения пиратов. Как правило, часть таких потери компенсируются в рамках страхования судна. Кроме того, в случае поимки пиратов, их заставляют материально компенсировать нанесенный ущерб, но это удается далеко не всегда по объективным причинам.