Проблема объединения КНДР и Республики Корея (далее — РК) в единое государство является одной из самых обсуждаемых проблем в мире с момента ее зарождения, последствия урегулирования которой будут иметь глобальный характер. Взаимоотношения двух Корей, а также вовлеченность США в процессы, происходящие на Корейском полуострове, имеют непосредственное влияние на стабильность и безопасность в Северо-Восточной Азии и в АТР в целом.
С окончанием «холодной войны» наметилось сближение КНДР и РК по дипломатическим каналам. Однако военно-политическое сотрудничество РК с США создает дистанцию между корейскими государствами, т.к. КНДР воспринимает американо-южнокорейское взаимодействие как враждебное для северокорейского режима. Ввиду этих обстоятельств, главная проблема Корейского полуострова – воссоединение Кореи – так и остается не решенной.
Основные концепции объединения
За период существования проблемы объединения Кореи были выдвинуты следующие основные концепции объединения:
1) Северная Корея поглощает Южную
В начале 1950-х годов Северная Корея предприняла неудачную попытку осуществить военный вариант воссоединения с Югом на принципах северокорейской коммунистической модели. Итогом Корейской войны стало подписание Соглашения о перемирии между Республикой Корея и КНДР в 1953 году и создание демилитаризованной зоны (ДМЗ) по 38-й параллели.
Несмотря на неудачный результат попытки воссоединения страны, концепция объединения на условиях Севера продолжала свое существование вплоть до середины 1970-х годов, когда Северная Корея сохраняла экономическое превосходство в соревновании между социалистическим Севером и капиталистическим Югом. Однако с середины 1970-х годов, вслед за «чудом на реке Хан» в Южной Корее и нарастанием финансово-экономических проблем в Северной, соотношение экономических сил на полуострове стало стремительно меняться в пользу Юга. Это заставило руководство КНДР кардинально пересмотреть концепцию объединения, и главной целью стало уже не «коммунистическое» поглощение Юга, а выживание самого северокорейского режима. На дальнейших этапах обсуждения вопроса об объединении Северная Корея выступала за создание Корейской конфедерации.
2) Южная Корея поглощает Северную
Несмотря на то, что концепция «военного объединения путем захвата Севера армией Юга» кажется маловероятной в современных условиях, некоторые эксперты не исключают такого варианта развития событий. В соответствии с этим сценарием Республика Корея при помощи США и противников режима «чучхе» в КНДР сможет занять территорию Северной Кореи. Американские войска из «увеличенной Кореи» никуда не денутся, более того, США распространят свое присутствие и на север, но нет никакой уверенности, что новое корейское правительство будет согласно с присутствием американского контингента в обновленной Корее. За последние годы Южная Корея серьезно переосмыслила свое положение в мире и, неудовлетворенная ролью младшего партнера США, все чаще заявляет о себе как о независимом и амбициозном государстве. В случае если Корея будет объединена, не исключено, а даже более чем вероятно, что «головокружение от успехов» национального строительства вполне приведет к тому, что правительство страны перестанет нуждаться в военном контингенте США, призывы к выводу которого раздавались и до северокорейских ядерных испытаний.
Предоставляется крайне сомнительным и тот факт, что в случае военной интервенции в Северную Корею, южнокорейским войскам будут помогать противники режима «чучхе», т.к. в КНДР нет условий для существования оппозиции. Многие эксперты на Западе выдвигают гипотезы о наличии недовольных в армии в связи с проводимыми чистками, но раз уж эти чистки проводятся, то можно смело заявить, что нынешняя оппозиция, даже при условии её наличия, никакой реальной опасности режиму не представляет. В гражданах КНДР особо рьяно воспитывается патриотизм и приверженность идеологии «чучхе», поэтому выступать в роли оппозиции для них означает выступать против своей страны, которая, помимо прочего, уже много лет живет в состоянии «враг у ворот». Наличие ядерного оружия у КНДР, а также интересы Китая в регионе будут препятствием для победоносного завершения гипотетической войны на Севере. КНР является крупнейшим торговым партнером КНДР и до тех пор, пока КНР будут предоставлять Северной Корее все необходимое для ее существования, режим Кимов в КНДР не рухнет, а оппозиция скорее предпочтет бегство на Юг полуострова или в любую западную страну, а не открытое противостояние Кимам.
3) Север и Юг создают конфедерацию
Самой популярной и приемлемой для многих заинтересованных в урегулировании вопроса об объединении сторон является концепция воссоединения Кореи на паритетных началах.
В 1980-х гг., когда отставание КНДР от Республики Корея было очевидным, руководство Северной Кореи начало выступать с призывами объединить корейские государства на основе конфедерации и под названием «Демократическая Конфедеративная Республики Корё». В 1993 году Ким Ир Сеном была выдвинута «Программа консолидации всей нации во имя объединения Родины» из десяти пунктов, основной идеей которой было образование конфедеративной республики, предусматривающей существование двух общественных систем и двух правительств в рамках одной нации и одного государства.
Следующим прорывом на пути к решению вопроса об объединении корейских государств стала «политика солнечного тепла» Ким Дэ Чжуна, озвученная в инаугурационной речи новоизбранного Президента РК в 1998 году. Главными идеями «политики солнечного тепла» были расширение экономических связей между Севером и Югом на основе «отделения политики от экономики», реализация культурного и научного обмена, а также организация встреч разделенных семей. В 2000 гг. усилиями Президента РК состоялся первый межкорейский саммит в Пхеньяне. На Пхеньянском саммите лидер КНДР Ким Чен Ир и президент Республики Корея Ким Дэ Чжун впервые на официальном уровне обсудили объединение Кореи, условия ослабления напряженности и установления мира на Корейском полуострове, организацию межкорейского сотрудничества и обмена в различных областях деятельности, а также проблему воссоединение разделенных семей.
Однако с приходом на пост Президента США Дж. Буша мл. в 2001 году в межкорейских отношениях наметилось похолодание, вызванное совместным заявлением Президента РК Ким Дэ Чжуна и Президента США Дж. Буша мл. в марте того же года о первостепенном значении американо-южнокорейского альянса в области обеспечения безопасности на Корейском полуострове. И хотя официально Буш мл. заявлял о поддержке политики, проводимой его южнокорейским коллегой в отношении КНДР, вышеупомянутое совместное заявление, по сути, ознаменовало закат «политики солнечного тепла».
Тем не менее, сценарий на основе постепенной интеграции (наподобие европейской) двух корейских государств представляется наиболее вероятным и успешным, реализация которого не ущемляет интересов – ни Юга, ни Севера, ни одной из крупных окружающих держав, таких как РФ, КНР, Япония. Главное условие для осуществления интеграции — готовность обществ обеих стран объединиться на добровольной основе. Постепенное сближение Юга и Севера через развитие сотрудничества в различных сферах (особенно финансово-экономическом секторе) обеспечит объедение государств, экономический разрыв которых составляет 20-40 раз. Само объединение обойдется Республике Корея в 500 млрд долл. — именно такая сумма потребуется для развития экономики Северной Кореи с расчетом на 20 лет для установления соответствия уровню развития Южной Кореи. (Источник: Комиссия по финансовым услугам Республики Корея).
Трудности и перипетии между КНДР и РК можно будет преодолеть невоенным путем при их взаимном желании, и тогда объединение Кореи, пусть оно и займет по времени несколько десятилетий, будет осуществимым. При этом ни одно из корейских государств не должно недооценивать роль в процессе объединении таких стран, как США, Япония, КНР и Россия, чьи интересы могут быть затронуты в этом процессе.
Обобщая вышесказанное…
В настоящее время первая из представленных концепций представляется нереалистичной из-за огромного разрыва в развитии между корейскими государствами, хотя данная концепция пользовалась популярностью во второй половине XX века.
Вторая концепция имеет большую популярность среди правых южнокорейских политиков. Но следует учитывать, что по завершении военных действий начнется долгий и мучительный процесс «переваривания» Севера Югом, обусловленный разницей экономического и культурного развития, и мучительным этот процесс будет не только для Северной Кореи, но и для Южной.
Третья концепция является самой популярной и реалистичной для претворения в жизнь, т.к. в ее основе лежат принципы равенства действующих режимов, что является одним из ключевых требований КНДР, а также подразумевается постепенное преодоление экономического и культурного разрыва между КНДР и РК путем увеличения сотрудничества в данных областях, а также интеграции КНДР в мировое экономическое сообщество. Несмотря на то, что процесс постепенного объединения может длиться десятилетиями, он имеет меньшую степень негативного воздействия на корейских граждан, а в долгосрочной перспективе сулит значительные экономические выгоды для «единой Кореи», выраженные объединением рабочей силы и природных ресурсов Севера с капиталом и технологиями Юга.
Для США объединение Кореи могло бы предложить снижение уровня ядерной угрозы в АТР, усиление стабильности в Северо-Восточной Азии, выход военного контингента США в Корее к границам их главных геополитических соперников – КНР и России. Однако существует риск, что «единая Корея» может потребовать вывода американского контингента с территории полуострова, в то время как новая Корея будет обладать ядерным оружием, унаследованным от КНДР.
В этой связи Администрация США с осторожностью принимает решения в делах урегулирования межкорейского вопроса, а иногда даже затормаживает этот процесс, т.к. вывод американского военного контингента с Корейского полуострова и появление нового игрока в клубе ядерных держав значительно подорвет позиции США в мире. Только когда фобии США в процессе решения проблемы отойдут на второй план по их собственной инициативе, представляется возможным объединение Кореи на принципах конфедерации, т.к. корейские государства в состоянии самостоятельно достигнуть воссоединения, ведь коллапса Северной Кореи не предвидится, и, соответственно, поглощения ее Югом не будет. Предстоит еще долгое обсуждения вопроса о воссоединении Кореи как на официальном уровне, так и в среде обывателей. Но существует твердая уверенностью в том, что объединение Кореи произойдет, и осуществлено оно будет на базе корейского национализма. И, таким образом, одна из главных проблем безопасности в АТР будет преодолена.
«Фобии США», конечно, важное препятствие для объединения. Но что вы думаете про позиции Китая и России — может и они вносят свою лепту в сохранение статус-кво?
Безусловно КНР и Россия потворствуют сохранению текущего статуса-кво на полуострове, обеспечивая условия для выживания северокорейского режима. Тем не менее, ни Россия, ни КНР не заинтересованы в деэскалации конфликта на полуострове и развязыванию войны. КНДР как буферная зона между территориями КНР и РФ и военным контингентом США в южной части полуострова имеет смысл до тех пор, пока КНДР сохраняет свое существование. Однако от КНДР в тех реалиях, которые есть сейчас, мало пользы, т.к. ее действия служат хорошим поводом для наращивания военной мощи США в регионе, что очевидно не выгодно ни РФ, ни КНР. У России есть множество проектов по проведению путей (включая нефтегазовых) через территорию КНДР в РК, которые не могут быть реализованы из-за текущего положения вещей, Стоит ли говорить, какие выгоды могла бы принести КНР легальная торговля с КНДР, где рынок ориентирован на китайские товары. Отдельные интересы КНР и РФ будут реализованы, если межкорейское сотрудничество начнет процветать, особенно в рамках конфедерации, когда КНДР сохранит свою государственность, но будут созданы механизмы для сохранения добрососедских отношений между Кореями, уничтожая поводы для США в сохранении и наращивании военных сил в Северо-Восточной Азии и АТР, т.к. главная угроза национальной безопасности США будет очевидно устранена.
Учитывая большое количество противоречий между странами и уже довольно большой пласт культурного различия и влияния пропаганды, можно ли вообще говорить о мирном объединении двух Корей?
Мирное объединение возможно, но стоит понимать, что процесс мирного объединения займет не одно десятилетие. Культурная база одна, но ввиду отличия элементарно быта южан и северян их язык уже имеет серьезные отличия, т.к. на протяжении более 70 лет страны живут в отличных друг от друга реалиях, поэтому южанами выдвигаются в первую очередь культурные и экономические проекты: проходят дни культуры, выставки, даже предлагается создать словарь, основанный на лингвистических отличиях, Министерством объединения на постоянной основе пересчитывает стоимость объединения страны, Банк Кореи тщательно собирает данные об экономическом развитии КНДР на ежегодной основе. Стоит понимать, что объединение будет происходить за счет южнокорейских граждан, будут ли они готовы раскошелиться, когда дело дойдет до практики, вопрос интересный, как и будет ли готова династия Кимов пересмотреть свою политику на полуострове.