Новая Зеландия: общий обзор

Население Новой Зеландии

В начале 2011 г. численность населения Новой Зеландии  составляла ок. 4,4 млн человек. 76,8% — выходцы из Европы, 14,9% — маори, 7,2% — представители других полинезийских народов. Имеются также иммигранты и потомки иммигрантов из различных стран Азии и Африки.

Экономика Новой Зеландии

ВВП в 2009 г. — 126,7 млрд долл. Доход на душу населения — 28 810 долл.

Картинки по запросу "новая зеландия карта"

Рост экономики замедлился еще до кризиса, в 2007 г. впервые был зафиксирован спад, с тех пор экономика никак не может выйти из фазы стагнации.

Внешние экономические связи Новой Зеландии

Объем новозеландского экспорта в 2009 г. составлял 26,25 млрд долл., импорта — 24,29 млрд. долл. Основные экспортные продукты — мясо, сливочное масло, овощи и фрукты. Также значительные доходы приносит туристический сектор.

Вплоть до отмены режима торговых преференций для Новой Зеландии на британском рынке в 1973 г., экономика страны была ориентирована на Великобританию. С тех пор внешние экономические связи Новой Зеландии были диверсифицированы. Основной внешнеторговый партнер Новой Зеландии сегодня — Австралия, с 1983 г. между странами действует соглашение “О тесном двухстороннем экономическом сотрудничестве”. С середины 1990-х гг. Новая Зеландия направляла серьезные усилия на заключение двухсторонних договоров о свободной торговле — к 2010 г. их удалось заключить с  Китаем и Южной Кореей. Кроме того, в отношениях с рядом стран действуют режимы “тесных двухсторонних экономических отношений” (Австралия, Сингапур, Таиланд, Малайзия). В 2002 г. Новая Зеландия (наряду с Чили, Брунеем и Сингапуром) стала одним из инициаторов создания “Тихоокеанского сообщества” — экономического объединения, призванного ускорить процесс либерализации международной торговли в условиях значительных затруднений, с которыми столкнулась другая региональная организация — АТЭС. 

 Экспорт (в основном это, по-прежнему, продукты сельского хозяйства) дает порядка 25% дохода национальной экономики Новой Зеландии. Это обуславливает большую заинтересованность новозеландских дипломатов в установлении двухсторонних и многосторонних режимов свободной торговли. Новая Зеландия активно участвует в работе таких организаций как ВТО, АТЭС, ОЭСР.

Основные периоды истории Новой Зеландии

Племена Маори заселили Новую Зеландию на рубеже первого и второго тысячелетий нашей эры. Голландец Абель Тасман первым из европейцев собрал сведения об этих землях в 1642 г. Экспедиция англичанина Джеймса Кука посетила Новую Зеландию в 1769 г. В последующие десятилетия новозеландские острова стали все более активно осваиваться европейскими торговцами лесом, добытчиками морских котиков и китобоями. Великобритания в 1840 г. заключила с вождями Маори договор, и Новая Зеландия превратилась в заморское владение британской короны. 

Отношения между колонизаторами и местным населением складывались непросто. В 1860-е гг. в Новой Зеландии бушевала настоящая война. В конце концов, путем силового давления, политических уступок и экономических стимулов, англичанам удалось стабилизировать ситуацию. К концу XIX века Новая Зеландия во все возрастающих объемах экспортировала шерсть, мясо, молочные продукты.

В политическом отношении Лондон избрал в отношении Новой Зеландии весьма мягкую, либеральную линию поведения. Уже в 1850-е гг. начал функционировать местный парламент, представители маори с 1867 г. получили в нем гарантированную квоту. В 1893 г.  было введено женское избирательное право, на рубеже XIX и XX вв. были приняты многочисленные законодательные акты по социальной защите населения. В 1907 г. Новая Зеландия приобрела статус Британского доминиона. В 1947 г. была законодательно утверждена полная автономия Новой Зеландии во внутренней и внешней политике.

Современная внутриполитическая ситуация в Новой Зеландии

Начиная с 1930-х гг. на политической арене Новой Зеландии наиболее заметны две партии — Национальная и Лейбористская. В период с 1999 по 2008 гг. коалиционные правительства контролировались лейбористами, после выборов 2008 г. штурвал перешел к Национальной партии.

Принято считать, что Национальная партия во внешней политике более склонна к укреплению связей с традиционными союзниками (США, Великобританией, Австралией), соблюдению принципов политического реализма. Лейбористы выступают за развитие связей с международными организациями, региональными партнерами. Им больше свойственен либеральный и конструктивистский подход к международным проблемам. Вместе с тем, эти партийные различия в значительной степени условны, новозеландцы вообще мало интересуются внешней политикой за пределами вопросов связанных с международной экономикой (котировки валют, цены на энергоресурсы, биржевые курсы и т.п.) Отход от включения международных сюжетов во внутриполитические дискуссии стал особенно заметным после избирательной реформы 1996 г., создавшей условия для прохождения в парламент мелких партий, и заставившей политиков в поисках партийной идентичности делать еще больший акцент на актуальных внутренних вопросах, по-настоящему волнующих избирателей. 

Ситуация межпартийного консенсуса по ключевым внешнеполитическим вопросам (безъядерный статус, поддержка миротворческих усилий ООН, активная экологическая политика, расширение числа международных партнеров) способствует значительной политической самостоятельности новозеландских дипломатов, которые в большей степени, чем во многих других странах, способны самостоятельно, независимо от партийных предпочтений определять внешнеполитическую стратегию страны.

Современная внешняя политика Новой Зеландии

Новая Зеландия, как небольшое демократическое государство, расположенное вдалеке от мировых политических центров и строящее свое благополучие на внешней торговле, с давних пор стремилась найти оптимальный внешнеполитический курс, делая выбор между существованием в орбите какой-либо великой державы (или держав), либо независимым определением внешнеполитических приоритетов. Вплоть до 1973 г. более привлекательным казался первый вариант: Новая Зеландия пользовалась торговыми преференциями в отношениях с Великобританией, и полагалась на США и в вопросах обеспечения своей внешней безопасности (в рамках договора АНЗЮС, заключенного США, Австралией и Новой Зеландией в 1951 г.) В 1973 г. Великобритания вступила в Европейское экономическое сообщество, что потребовало пересмотра существовавшего ранее торгового режима в отношениях с Новой Зеландией. Последней пришлось задуматься о глубоком структурном реформировании внешней политики и экономики. Решение было найдено в начале 1980-х гг., и заключалось в либерализации банковской системы, радикальном снижении ввозных пошлин, переходе к свободному плавающему валютному курсу, приватизации и других подобных мерах, идущих в русле популярного в те годы течения в западной экономической мысли и политической практике. 

Одновременно, Новая Зеландия все больше отдалялась от своих западных патронов в политическом отношении, что нашло наиболее яркое выражение в мерах по противодействию ядерной политике стран НАТО в Тихоокеанском регионе. Еще в 1972 — 1975 гг. Новая Зеландия заявила решительный протест по поводу ядерных испытаний, проводимых Францией в своих тихоокеанских владениях. В 1984 г. был наложен запрет на посещение новозеландских портов американскими военными кораблями с ядерным оружием на борту. Последнее решение было встречено в Вашингтоне с большим недовольством, Новой Зеландии пригрозили полным прекращением военного сотрудничества. В 1987 г. двухсторонний военный договор был расторгнут. Однако полного прекращения отношений не произошло, чему немало способствовали изменения в международной обстановке, связанные с окончанием “холодной войны”. Кроме того, экономическая либерализация в Новой Зеландии, совпавшая по времени с “ядерным кризисом” в отношениях с США, проводилась в полном соответствии с рецептами Международного валютного фонда и заставляла американских политиков умерять свой критический пыл в отношении государства, развивающегося в русле “вашингтонского консенсуса”.

Многие авторы, занимающиеся изучением внешней политики Новой Зеландии, указывают на благоприятное стечение обстоятельств, позволившее этой стране извлечь максимальную выгоду из международных трансформаций последних десятилетий. Либерализация экономики подготовила Новую Зеландию к успешному существованию в условиях ускоряющейся глобализации. Ограниченная “ссора” с западными державами позволила Новой Зеландии более эффективно налаживать отношения с региональными партнерами в постбиполярный период, избежав репутации беспринципного проводника западного влияния. Вместе с тем, совершенно очевидно, что новозеландские политики и дипломаты, принимавшие “исторические” решения в 1970 — 1980-е гг., руководствовались не какими-то долгосрочными прогнозами, а всего лишь реагировали на ситуационные вызовы. Экономическая либерализация и умеренная дипломатическая независимость превратились в долгосрочные парадигмы внешней политики Новой Зеландии из-за соответствующего изменения международного политического и экономического контекста в 1990 — 2000-е годы.

Основными направлениями внешней политики Новой Зеландии в последние два десятилетия были: борьба за нераспространение вооружений, международная гуманитарная помощь (включая участие в миротворческих операциях ООН), защита окружающей среды, посредничество в разрешении международных конфликтов. Примерами усилий Новой Зеландии в данных сферах могут служить ее активное участие в большинстве существующих соглашений по ограничению и запрету использования различных типов вооружений  (прежде всего ядерного, химического и биологического); бюджет в 400 млн долл. на зарубежную помощь (половина предназначена на решение гуманитарных проблем в прилегающих к Новой Зеландии районах Тихого океана); участие в множестве миротворческих операций ООН, начиная с 1950-х гг.; усилия по созданию и поддержанию особого режима природопользования в Антарктике; противодействие китобойному промыслу (в этом вопросе у Новой Зеландии есть серьезные противоречия с Японией); посредническая миссия в переговорах С. Кореи с другими странами “шестерки” по вопросам ядерного урегулирования.

Общественное мнение в Новой Зеландии отличается в последние десятилетия последовательным пацифизмом, негативным отношением к росту военных расходов и отправке военных контингентов в отдаленные регионы. Военный бюджет Новой Зеландии в настоящее время составляет всего лишь 1% ВВП, что значительно ниже среднего уровня развитых стран. На службе в вооруженных силах состоят 14 тыс. человек.

Новая Зеландия, в отличие от Австралии, не поддержала военную операцию 2003 г. в Ираке, хотя в последующие годы, после официального прекращения боевых действий, оказывала некоторое содействие США (в частности, был отправлен фрегат в Ормузский пролив и группа военных инженеров в Басру). Символический контингент Новой Зеландии направлялся также и в Афганистан. 

Исследователи отмечают особо важную роль, которую играет Новая Зеландия в цепочке сбора разведывательной информации. Независимо от подъемов и спадов в отношениях, сотрудничество США и Новой Зеландии в этой области всегда оставалось очень тесным и даже активизировалось в период после окончания “холодной войны”.

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.